Понятие права в Большой советской энциклопедии


Понимание права: от Большой советской энциклопедии до российской современности

Понятие права в Большой советской энциклопедии как система установленных государством норм базисно, и ни у кого возражений не вызывает. Но это 50% содержания права, после которого следует запятая и определение других существенных его признаков. Почему определения неотъемлемых признаков права различны?

Право, как любой гуманитарный предмет, подвержено государственной идеологии, естественно господствующей.

Создавая нормы права, государство действует через уполномоченные им на то органы. Закон - это форма выражения права. Вопрос о зависимости системы права от государства, или полной либо частичной подчиненности закона государству - общепринятого ответа не имеет. Есть мнения, теории, школы, отвечающие от "да" (право подчинено государству) до "нет" (не подчинено, наоборот, государство подчинено праву), либо данный вопрос значения для юридической науки и практики не имеет (какая разница, яйцо от курицы или курица из яйца). Эта полемика для умудренных старших.

Мы сосредоточимся на очевидном и бесспорном. Да, право - система установленных ии санкционированных государством норм (см. понятие права в Большой советской энциклопедии). При этом содержание права определяется содержанием самого государства.

Сегодня на первый план выдвигаются концепции "правового государства", "социального государства", естественно-правовые теории прав и свобод граждан.
В главном законе России - в Конституции, - отражен официальный взгляд на государственно-правовые явления современности: Российская Федерация -"Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления" (ст. 1), это - "социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека" (ст. 7).

В экономическом срезе Россию относят к странам с переходной экономикой: переход развивающейся страны социалистической ориентации к капиталистической.
Только на классы нас делить перестали, т.к. согласно госидеологии - все граждане равны и участвуют в госуправлении посредством института представительства (т.е. через выборы). С другой стороны количество частной собственности отдельно взятого гражданина по-прежнему увеличивает его социальный статус до капиталиста (банкира, промышленника). И можно закрыть глаза и спрятать голову в песок, но они от этого не исчезнут.

Поэтому понятие права в БСЭ остается актуальным и правдивым по сегодняшний день: "Право обусловлено экономическим строем общества, характером существующих производственных и классовых отношений. На формирование и развитие П. существенное воздействие оказывают также политические факторы, господствующая идеология, религия, исторические особенности и национальные традиции данной страны.

При этом свойства закона одинаковы для всех времен и народов. Право всегда указывает человеку то, что "можно", то, чего ему "нельзя", и то, что он "обязан" делать. Закон обязателен для всех. Его нормы не предлагают, не советуют, не убеждают, не просят, не учат поступать известным образом, но требуют известного поведения.

Означает ли факт издания или санкционирования государством системы норм их полную зависимость от государства и подчинение государству? -изначально вопрос чистой теории.

В современной российской жизни закон создается коллегиальным выборным органом, подписывается выборным Президентом, и отражает интересы господствующего класса. И в этом нет ничего нового, это закономерный исторический процесс, так было и будет.
А учитывая транснациональный характер современных экономических отношений и цели глобализации ТНК, то закон не может оставаться не чувствительным и к этим тенденциям. Соответственно, можно не удивляться, когда закон "как оказывается на практике" не совсем соответствует национальным интересам.

По крайней мере, наша юридическая доктрина придерживается понятия права через идею правового государства, рожденного, согласно Большой советской энциклопедии, буржуазной юриспруденцией.



Статья "право" в Большой советской энциклопедии

Право

совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия. С помощью П. класс или классы, держащие в руках государственную власть, определённым образом регулируют поведение людей и их коллективов, закрепляют и развивают в качестве обязательных, охраняемых законом те общественные отношения, которые отвечают их интересам. Помимо того, что господствующие классы должны конституировать свою силу в виде государства, они придают своей воле всеобщее выражение, возводя её в закон, содержание которого всегда даётся отношениями этого класса (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 3, с. 322). П., таким образом, является регулятором общественных отношений. В развитом государстве сфера действия П. охватывает прежде всего область производства, распределения, обмена и потребления, т. е. процесса воспроизводства; оно закрепляет существующие отношения собственности и регулирует меру и формы распределения труда и его продуктов между членами общества; П. закрепляет также формы правления, государственного устройства, организацию и порядок деятельности государственного механизма, правовое положение граждан, меры наказания за посягательства на государственный строй и существующие общественные отношения.
    
  П. неразрывно связано с государством. В жизни общества оно выступает в виде правил поведения, которые либо непосредственно созданы и установлены государством, либо санкционированы им. В обоих случаях за этими правилами поведения стоит государственное принуждение. П. «... есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению норм права» (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 33, с. 99). П. не может иметь иную классовую сущность, чем государство, существующее в данном обществе. Неразрывная связь с государством — один из специфических признаков, отличающих П. от правил поведения в бесклассовом обществе, а также от всех иных социальных норм (моральных и т.д.) классового общества. В свою очередь, государство немыслимо без П. Сама организация государственного механизма должна получить правовое оформление, без чего невозможны разделение и координация труда его органов и должностных лиц. Вне правовых форм невозможен процесс государственной управленческой деятельности. Наконец, отношения государства и гражданина также требуют регламентации прав и обязанностей обеих сторон.
     П. — возведённая в закон государственная воля, но оно не волюнтаристское порождение государства. Как один из важнейших элементов надстройки над экономическим базисом классового общества. Право обусловлено экономическим строем общества, характером существующих производственных и классовых отношений. На формирование и развитие П. существенное воздействие оказывают также политические факторы, господствующая идеология, религия (в некоторые эпохи), исторические особенности и национальные традиции данной страны. Кроме того, в развитом обществе государство вынуждено в определенной мере считаться с уже сложившейся системой П. Известна формула К. Маркса о том) что П. не может быть выше, чем культурное развитие общества. В силу всех этих факторов П. отражает экономические условия в сильно опосредствованном виде.
     Будучи порождением социально-экономического строя, П., в свою очередь, оказывает существенное воздействие на ход общественного развития, содействуя или препятствуя ему (например, феодальное П. по отношению к развивающимся капиталистическим отношениям). Исторически, однако, рамки действия П., тормозящего социальное развитие или же, наоборот, стремящегося обойти необходимые этапы развития, оказываются довольно ограниченными, т.к. П. не может упразднить действие объективных закономерностей общественного развития.
     Наличие в обществе П. означает, что значительный круг общественных отношений принимает характер правоотношений, т. е. отношений, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей. Совокупность этих правоотношений образует общественный правопорядок. Как система законодательных и иных нормативных актов П. находится в неразрывной связи с движением многообразных правоотношений, складывающихся в обществе.
     Важным аспектом П. являются права, свободы и обязанности граждан (в этой связи говорят о субъективном П. в отличие от объективного П. — системы правовых норм). В конечном счёте наличие, характер и объём этих прав и свобод (например, право на труд, право на образование, свобода совести и т.д.) определяются социально-экономическим строем общества, положением человека в процессе общественного производства. Однако для реального осуществления они должны быть закреплены законом и обеспечены юридическими гарантиями.
     В целом роль П. как нормативного регулятора общественной жизни весьма значительна: развитое общество не знает другой системы социальных норм, которая могла бы обеспечить столь активное и всестороннее регулирование экономических, политических, национальных и др. отношений. Такие свойства П., как его общеобязательность, точность и формальная определённость, системность в процессе воздействия П. на общественные отношения придаёт последним упорядоченность, стабильность, сочетающуюся с динамизмом. Весьма значительна и идеологическая роль П., его воздействие на сознание и психологию людей (см. Правосознание).
Марксизм подчёркивает классовый характер П. Это выражается прежде всего в том, что с помощью П. господствующий экономически и политически класс закрепляет в качестве общеобязательных нормативов свои требования и привилегии, вводит в действие запреты и предупредительные меры, направленные на защиту его интересов и подавление его противников. Классовый характер П. выражается также в том, что в нём находят отражение соотношение социальных сил, уровень и результаты классовой борьбы в обществе; чем выше уровень этой борьбы, тем больше законодательные уступки, на которые вынуждены идти господствующие классы.
В арсенале современной буржуазной юриспруденции видное место занимает идея «примата права», «господства права» или «правового государства» (см. Правового государства теория).
  По своей классовой сущности буржуазное П. выступало как средство закрепления экономических и политических условий системы господства буржуазии и эксплуатации рабочего класса. К. Маркс и Ф. Энгельс точно определили их как возведённую в закон волю буржуазии (см. Соч., 2 изд., т, 4, с. 443). Сравнительно невысокий уровень сознательности и организованности трудящихся масс в период промышленного капитализма позволил эксплуататорским классам в максимальной мере, без сколько-нибудь значительных уступок выразить в П. свои корыстные частнособственнические интересы, защищаемые с помощью жестоких репрессивных санкций. При этом буржуазное П. в идеализированном виде представляло действительные социально-экономические отношения (т. е. «правовой фетишизм»), скрывая за формальным равноправием экономическое неравенство, за свободой договора — внеэкономическое принуждение и т.д. В период империализма происходит дальнейшее развитие систем буржуазного П., отражающее процесс его приспособления к условиям и потребностям монополистического, а затем и государственно-монополистического капитализма. Под давлением трудящихся масс и в связи с изменением обстановки в мире буржуазное государство вынуждено было пойти на ряд правовых уступок трудящимся, в том числе в сфере трудового права, избирательного права, социального законодательства и т.д. Однако эти уступки не означают коренной трансформации буржуазного П., как это утверждают многие буржуазные и особенно реформистские идеологи. В качестве контрбаланса правовым завоеваниям трудящихся монополистическая буржуазия широко использует реакционное (в т. ч. антирабочее) законодательство, которое зачастую в силу его несоответствия конституционным принципам и достигнутому уровню демократии выступает как «правонарушающее законодательство». В условиях общего кризиса капитализма правящая буржуазия перестаёт видеть в П. основное и достаточное средство защиты своих социальных позиций и в случае угрозы этим позициям идёт либо на свёртывание правовых начал в жизни общества, либо даже на полный отказ от них (фашистский режим в Германии и Италии в межвоенный период; режим, установленный военной хунтой в Чили в 1973, и др.). Этот процесс в марксистской литературе называют кризисом буржуазной законности. Т. о., в современном капиталистическом обществе П. — один из основных объектов острой социально-экономической и политической борьбы между монополистическим капиталом и трудящимися, между силами демократии и реакции.
   
     В исторической перспективе с победой коммунизма вместе с государством отомрёт и П. Коммунизм невозможен без обязательных для всех его членов правил коммунистического общежития. Однако в развитом коммунистическом обществе, где будет полностью преодолено противоречие между личными и общественными интересами, не будет надобности в политических средствах регулирования общественных отношений, в том числе и в юридических санкциях; соблюдение социальных норм станет естественной привычкой. Процесс отмирания П. представляет собой, с одной стороны, отпадение части его норм, становящихся ненужными по мере утверждения коммунистических отношений, а с другой — перерастание ряда норм в преобразованном виде в составную часть правил поведения в коммунистическом обществе.
     В. А. Туманов. /Большая советская энциклопедия