АДВОКАТУРА: ИТОГИ И ЗАДАЧИ

Адвокат без запугивания, препятствий, беспокойства и неуместного вмешательства

Адвокатура учреждена государством для охраны права и частных интересов.
Более 150 лет назад в Российской империи в результате реформ Александра II официально появилась адвокатура. При проведении Судебной реформы в 1864 году было образовано сословие присяжных поверенных (а в 1874 году и частных поверенных), и возникла адвокатура, действующая в соответствии с принципом состязательности сторон.

Российской адвокатуре за 150 лет нужно обязательно подвести итоги пройденного пути. Адвокатура постоянно решает определенные задачи. Рассмотрение этих задач, а также возможных путей их решения и будет объективным и взвешенным подходом к оценке деятельности адвокатуры.

Начнем со свидетеля прошлого — истории. А именно с 20 ноября 1864 года, когда были приняты Судебные установления. Данным законом впервые в России была законодательно закреплена адвокатура, т. е. «присяжные поверенные, без которых решительно невозможно будет введение состязания в гражданском и уголовном процессе с целью раскрытия истины и предоставления полной защиты перед судом». Судебное представительство, существовавшее в России с XV века, обеспечивало не столько квалифицированную правовую помощь, сколько физическую замену стороны в процессе. Да и разношерстная толпа людей, исполняющих адвокатские функции, часто не могла обеспечить такую помощь. Судебное представительство было плохо урегулировано на законодательном уровне, не имело собственной организации и не ведало над собой никакого контроля. Не приходилось говорить и о профессионализме: представители не имели подчас не только высшего, но даже начального образования.

Судебным установлениям удалось не только навести порядок в правовой системе XIX в., но и заложить основы нынешней адвокатуры. Во-первых, благодаря им адвокатура обрела свой истинный смысл, заключающийся в профессиональной защите от имени общества прав и законных интересов нуждающихся в такой защите граждан. Во-вторых, существенно выросли требования к желающим вступить в адвокатуру. В-третьих, у адвокатов появился Совет присяжных поверенных, целью которого являлся «правильный и успешный надзор» за всеми присяжными поверенными. И, наконец, благодаря Судебным установлениям русская адвокатура обрела такие качества, как самостоятельность, независимость и корпоративность.

Сегодня адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Однако адвокатура тесно взаимодействует с этими органами, и такое взаимодействие уже порождает одну большую и, к сожалению, пока не до конца решенную задачу. Кроме того, у адвокатуры есть и другие важные задачи: повышение качества юридического образования вообще и образования адвокатов в частности, введение адвокатской монополии, качество и доступность бесплатной юридической помощи, вопросы адвокатской этики и т. п. Не следует забывать и про права адвокатов, гарантирующие им нормальное и качественное выполнение своих обязанностей (например, права адвокатов при сборе доказательств в уголовном процессе, оплата труда адвокатов по назначению).

На современном этапе развития адвокатуры выделяют три основных задачи (направления):

1)    отношения адвоката с самим собой как специалистом;

2)    отношения адвоката с коллегами и остальным юридическим сообществом;

3)    отношения адвоката с обществом в целом.

В рамках первого направления повышенного внимания требует качество юридического образования. Около 79% адвокатов, закончивших свое образование в 70-80-х годах считают, что за последние 10 лет юридическое образование стало хуже. За повышение и контроль качества юридического образования выступают 86% адвокатов. Более половины адвокатов убеждены, что нужно ужесточить требования к вузам для повышения престижа профессии. Задача требует решения.

Что касается отношений адвоката с «коллегами по цеху», особенно с правоохранительными органами и судьями, то здесь имеет место предвзятое отношение с обеих сторон. Разумеется, адвокат защищает своего клиента, а не рабочее место или репутацию судьи или следователя. Да и само название процесса как «состязательного» говорит само за себя. Главное, чтобы в этой гонке вооружений не страдали люди, ради которых существуют и следователи, и судьи, и адвокаты. В «Приемах и задачах обвинения» А. Ф. Кони писал: «Тогда в устах прокурора слово “проиграл дело” по случаю оправдательного приговора было бы большим диссонансом со всем характером деятельности; тогда еще не успел проявить свое действие министерский циркуляр, требовавший отчета о числе и причине оправданий по обвинениям».

И, наконец, отношения адвоката с обществом. Почему-то в сознании людей нередко складывается вполне определенный, трудно поддающийся корректировке и, к сожалению, неправильный образ адвокатуры. Беспринципный карьерист, требующий месячную зарплату за одну свою консультацию ненамного лучше святого, работающего вопреки закону, сну и здравому смыслу за «спасибо». Вот еще одна задача, которую нужно решать.

Если говорить об отношениях адвоката с юридическим сообществам, то эту проблему не решить исключительно на законодательном уровне. В законе ведь не напишешь: «Прокурор, будь любезен, перестань трястись за свои погоны, откажись от обвинения» или «Адвокат, перестань жаловаться на то, что тебе не дают нормально работать». Права участников процесса можно и нужно уравновесить путем внесения изменений в процессуальное и иное законодательство, но все это будет малоэффективно без изменений в восприятии юристами друг друга и своих обязанностей.

В отношениях адвокатуры и общества важно доверие. Именно на нем строятся отношения конкретного клиента с конкретным адвокатом. На этом же основании должны строиться отношения адвокатуры и общества в целом. Такой подход выгоден обеим сторонам. Но работа по укреплению доверия требует много времени и может развалиться от одного неосторожного движения. Равнодушие к нуждам клиента, глупое выступление в СМИ, вызывающее поведение — все это не красит адвоката и разлагает адвокатуру сильней, чем что бы то ни было.

//по материалам статьи "Адвокатура: промежуточные итоги и предстоящие задачи" Добрева А.П.: Сборник статей конкурса, посвященного 150-летию российской адвокатуры.—М.:Федеральная палата адвокатов РФ, 2015.—400 с.


Зачем нужна адвокатура и адвокаты?

Воин права и частных интересов

Известный российский юрист Л.Е. Владимиров считал адвокатов воинами права. "Адвокат стоит на страже частных интересов. Есть жизнь государства, жизнь общества и жизнь личная - отдельного человека. Личная жизнь людей есть атом жизни и государственной, и общественной. Только полная ее обеспеченность от физических зол и человеческого произвола во всех его проявлениях дает твердую основу общежитию."
Адвокат призван защищать от произвола, а поэтому его деятельность в интересах конкретного клиента (гражданина или организации) одновременно соответствует публично-правовым интересам общества и государства.

Институт защиты прав и свобод граждан


Основными признаками адвокатской деятельности являются:
а) оказание квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам (доверителям);
б) оказание такой помощи лицами, работающими на профессиональной основе и имеющими статус адвоката, который получается в порядке, установленном Федеральном законом об адвокатской деятельности и адвокатуре;
в) целями этой деятельности должны быть:
- защита прав, свобод и интересов доверителей,
- обеспечение доступа к правосудию.

Судебное представительство в лице адвоката как официальный институт защиты прав и свобод граждан в России существует более 150 лет.

Адвокат - независимый советник по праву


Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти.
Конституция РФ гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи. Адвокатура призвана обеспечить конституционное право граждан на получение помощи по правовым вопросам от адвоката как независимого профессионального советника.
В отличие от юриста адвокат имеет гражданский и уголовный иммунитет для работы без запугивания, препятствий и неуместного вмешательства.
В правовом государстве нет такого вопроса, который рано или поздно не превратился бы в вопрос юридический, затрагивающий права граждан и организаций.


Зачем знать закон?

Организуя общество, государственная власть не оставляет незатронутой ни одной стороны общественной жизни, ни одного сколько-нибудь значащего уголка этой жизни, и инструментом влияния выступает закон.

Посредством закона упорядочиваются общественные отношения. И это благо, выгодное всем сторонам, поскольку в противном случае неупорядоченные публичные отношения определялись бы усмотрением органов правящей власти, а частные - усмотрением сильнейшего.

Усмотрение по самому своему существу, по природе своей, капризно, неопределенно, неустойчиво. Система усмотрения связывает самодеятельность обывателя, убивает его инициативу, его почин, обезличивает его. Стоит ли устраивать общество, школу, промышленное предприятие, когда их существование будет зависеть от доброй воли того или иного органа правящей власти. Система усмотрения гибельна и для государства...(А. И.Елистратов)

В те или иные отношения с правящей властью мы по необходимости вступаем на каждом шагу; например, когда мы просто идем или едем по улице, по полоске земли, принадлежащей городу или государству. И тогда, когда вы, быть может, и совсем не хотели бы вступать в какие-либо отношения с государством, вы вынуждены интересоваться правилами передвижения, поведения, общения, а значит, вы должны знать закон - главный инструмент управления Вашим поведением. Адвокат, как профессиональный водитель или проводник, обязан ориентироваться в российском законодательстве и знать инструменты защиты прав человека и гражданина.


О принуждении как праве на подчинение

Право на подчинение велениям закона рождает обязанность подчинения как этим велениям, так и мерам правоохраны, подобно тому как право государства взимать, получать от граждан необходимые для его жизни и деятельности средства не в виде милостыни или доброхотных даяний, а как налоги и подати, заключая в себе и право принимать принудительные меры для их взыскания с неисправных плательщиков, с пенями за просрочку включительно, создает для плательщиков не только обязанность доставлять государству материальные средства существования, но и обязанность подчиняться невыгодным последствиям своей неисправности; правовые нормы "не убей", "не укради" создают для государства право и на все необходимые и целесообразные, по мнению государства, меры принуждающей правоохраны, а в том числе и на наказание.

Правовая норма (закон) говорит гражданам, что они должны выполнять или от чего воздерживаться под страхом принудительного подчинения, и создает для государственной власти право вынуждать подчинение.

Если ввиду борьбы с заразительною болезнью издаются правила о разного рода предохранительных мерах, долженствующих служить к предупреждению ее распространения, соблюдение которых обязательно для всех и каждого, то отсюда, очевидно, не следует, что если эти меры оказались бессильными или не были своевременно применены, так что заражение кого-либо последовало, то государство и общество должны предоставить зараженного его участи.

Фаталист, видящий в болезни кару провидения, ниспосланную порочному человечеству, или утопист, верящий исключительно в целительную силу самого человеческого организма, могут совершенно отрицать необходимость и разумность какого бы то ни было лечения; цеховой врач может вполне и безусловно оправдывать принятые им меры только предписаниями рецептуры и фармацевтики; но научно действующий врач, независимо от ссылки на установившиеся формулы пользования болезни, постарается объяснить усвоенный им метод лечения его необходимостью, присущей ему, действительной или предполагаемой, силой противодействия разрушению заболевшего организма. Так же ставится и вопрос об оправдательном основании карательной деятельности государства как способа охраны правопорядка, составляющего необходимое условие бытия и развития государственного общежития. *(1)

-----------------------------------------
*(1) Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Лекции. Часть Общая. В 2-х т. М., 1994




Закон - это правило, правило - не всегда закон

Существуют общие правила для законов, которые выстраивают их в единую законодательную систему Российской Федерации. Какие они, правила для законов? Ведь законами обеспечивается легальность и законность существующих в обществе отношений и правил поведения.

Россия - государство романо-германской правовой традиции. Под верховенством права понимается верховенство закона, а перед ним, как известно, все равны (но по разному:)).

Государство выступает в качестве объединения множества людей, подчиненных правовым законам. (И. Кант)

Закон всегда исходит непосредственно от государственной власти и выражает ее волю. Законотворческий процесс - сложная процедура, которая в идеале должна привести к принятию правильного закона. И это самое важное правило - новый закон логично и без противоречий встраивается в уже действующие законы.

Только у нас законодатель может решить относительно народа то, что приветствует лишь определенная часть народа. А исполнять закон должны все - это правило тоже номер первый: закон устанавливает правила, обязательные к исполнению каждым.

Второе правило - иерархичность законов по юридической силе. Законодательная система России имеет иерархическую структуру.
    Последовательность верховенства или соподчиненности законов следующая:
  • самый главный закон - Конституция РФ (на этом же уровне находятся и международные конвенции и договора, к которым присоединилась Россия), далее
  • - конституционные федеральные законы (ФКЗ), далее -
  • федеральные законы (ФЗ), далее
  • - региональные законы или законы субъектов Российской Федерации (республик, краев и областей).
  • На федеральном уровне из подзаконных актов главные - указы Президента, под указами - постановления Правительства, затем - нормативные акты федеральных государственных органов.

Третье правило - закон обязателен к исполнению только после опубликования официальным источников (при этом срок вступления закона в силу может быть оговорен в нем самом, если нет - то через 10 дней со дня его публикации.

Существует общее правило, что никто не может отговариваться незнанием закона. Это правило нашло себе выражение во всех современных законодательствах. Но раз никто не может отговариваться неведением закона, то о каждом законе должны знать те, кому он относится. Законодатель может требовать исполнения закона лишь тогда, когда приняты меры, чтобы закон знали все граждане, т. е. когда он обнародован (опубликован).

Закон должен иметь механизмы реализации и контроля исполнения, при отсутствии последних закон носит декларативный характер и становится лозунгом, призывающим к исполнению установленных им правил.

За нарушение закона всегда установлена ответственность - дисциплинарная, административная либо уголовная. Обязательность исполнения закона обеспечивается наличием санкций за его игнорирование.

Законодательная система России не является самоуправляемой. С помощью закона госвласть воздействует на граждан, регулирует отношения внутри государства и устанавливает правила поведения для всех лиц, находящихся на его территории. Пожалуй, это последнее важное правило закона - он действует в границах того государства, где его приняли (территориальная юрисдикция).

Наизусть дословно все законы не знает никто. Это и невозможно. Только на федеральном уровне база российских нормативно-правовых актов включает сотни тысяч документов (из них более шести тысяч это федеральные законы), с региональными законами - это миллионы юридических актов.

Но что означает знание законодательства России? - умение ориентироваться в правоотношениях, правильно определять законы, их регулирующие, а также взаимосвязанные нормы, влияющие на обстоятельства конкретного дела, правильно оценивать и подбирать судебную практику (прецеденты, которых уже десятки миллионов). Верное понимание предмета - то, что требуется от профессионала для разъяснения, применения и толкования закона.


Цитата дня
Право есть равнодействующая двух групп интересов - властвующих и подвластных, а само право является "хорошо понимаемой политикой силы". Благоразумие принуждает властвующих к самоограничению Шершеневич Г.Ф.

Актуально
ЕСПЧ защитил права адвокатов и юристов. Читать подробнее
Победа защиты: пенсионные права адвокатов-военных пенсионеров будут пересмотрены. Читать подробнее