Закон юридическое понятие и виды в современном понимании

Понятие и виды закона

Закон - исходящее от верховной власти правило, устанавливающее права и обязанности субъектов. Современное юридическое понимание закона и его видов невозможно без оглядки на определение закона классиком. Понятие или понимание закона: что важнее?

Современное юридическое понимание закона выражается через определения закона как принятого в особом порядке "первичного правового акта" по основным вопросам жизни государства, "непосредственно выражающего общую государственную волю и обладающий высшей юридической силой" (См.: Алексеев С.С. Общая теория права).

Или: закон - это нормативно-правовой акт, "принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны" (См.: Хропанюк В.Н. Теория государства и права).
Или: "В юридическом смысле закон - это нормативный акт, принимаемый в особом порядке, обладающий после Конституции наибольшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений" (См.: Общая теория права / Отв. ред. А.С. Пиголкин).

Понимание закона сводится к определению его формы выражения, при этом содержательная часть закона формулируется как общая государственная воля, регулирующая важные общественные отношения.

Таким образом, современное юридическое понимание закона сужается, и частности (о которых упоминают классики российской юриспруденции), не выраженные в форме закона, - это нормы, не имеющие высшей юридической силы. Но и иерархический признак по юридической силе - современный атрибут.

Понятно, что законы занимают особое место в системе нормативно-правовых актов. Их ведущее положение определяется опять же общим установленным порядком, согласно которого законы принимаются только законодательными (представительными) органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума. Их принятие, изменение, дополнение или отмена осуществляются в особом процессуальном порядке; и обладают законы высшей юридической силой.

Содержание всех иных нормативно-правовых актов не должно противоречить закону, и никто не вправе отменить или заменить закон, кроме органа, издавшего закон.

В зависимости от значимости в системе действующего законодательства России различают виды законов.
Законы делятся на федеральные конституционные, федеральные, законы субъектов Российской Федерации.
Федеральные конституционные законы (ФКЗ) - это законы, которые принимаются по наиболее важным вопросам, указанным в Конституции. К ним, в частности, относятся законы: о военном положении; о чрезвычайном положении; о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта; об изменении статуса субъекта РФ; о государственном гербе, гимне и флаге Российской Федерации; о референдуме; о судебной системе; о судах основного звена; о Конституционном, Верховном Судах РФ; о Конституционном собрании РФ.

Федеральные законы (ФЗ) принимаются на основе и во исполнение Конституции и конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные наиболее важные аспекты общественных отношений (экономические, социальные, политические и др.).
Федеральные законы, в свою очередь, подразделяются на органические (кодифицированные) законы и обыкновенные, иными словами Кодексы и просто ФЗ.

Законы субъектов Российской Федерации не могут противоречить общефедеральному законодательству и действуют только на территории субъекта Федерации. Основными нормативными актами, регламентирующими взаимоотношения органов власти и граждан на уровне республик, являются конституции республик, на уровне краев и областей — уставы, выполняющие функции региональных конституций.

По сроку действия различают следующие виды законов: постоянные; чрезвычайные (исключительные) законы - принимаются при тех или иных чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природными, экологическими, социальными и иными причинами, носят временный характер.

Виды законов по содержанию: общие, действующие в отношении всех граждан данного государства; специальные, издаваемые в отношении отдельных социальных групп или классов, а также для регулирования специальных отношений, отличающихся особенностями, которые не соответствуют общим нормам и требуют потому особых норм.

Виды законов по предмету правового регулирования — административные, гражданские, уголовные, процессуальные и др.

Классификация законов и деление их на виды важны для правоприменительной практики, чтобы разобраться какой закон главнее, в случае возникновения разночтений. Закон - это всегда общее правило, и когда его примеривают на конкретные обстоятельства, то правильное понимание установленных правил играет важнейшую роль.

Непонимание закона влечет неправильное (неверное) его применение, а значит, на практике законодатель не добивается тех целей, которые он ставил, издавая данный закон, и государство утрачивает регулирующую функцию в тех общественных отношениях, которым и посвящен тот или иной блок "непонятых" законов.




Определение закона классиком

Законом называется исходящее от верховной власти (в законодательном порядке) правило, которым установляются права. Сама власть верховная в этой деятельности называется властью законодательною. Bcе другие акты - акты верховного управления и постановления, издаваемые в особом порядке, хотя бы они и устанавливали права, - не суть законы.
Выражение закона возможно в двух формах, существенно различных между собою: в форме общей и в форме частных случаев. Первая представляет закон как юридическое начало, высказанное законодателем для применения к действительности; вторая - как определение частного случая, причем предполагается, что случаи повторяются и есть возможность исчерпать большее или меньшее количество случаев, встречающихся в действительности. Первая форма более сообразна существу закона, долженствующего выразить общее правило, и более выгодна для науки, имеющей дело с началами. И должно сказать, что гражданские законы скорее всех других ведут к общей форме: если где-либо затруднительно исчерпать частные случаи, то это именно в гражданском праве, потому что разнообразие случаев здесь чрезвычайное. Но ни та, ни другая форма не проведена строго ни в одном законодательстве; имея в виду определить частные случаи, законодатель поражается их разнообразием и означает случаи более общими признаками; установляя общее начало, законодатель не может удержаться, чтобы не определить хотя некоторые частные случаи. Однако есть возможность определить, в каком духе выражен закон и какого вообще направления держится законодательство, а для применения законов чрезвычайно важно иметь в виду форму их выражения.
Разделение законов на их виды может быть очень дробное. Мы обратим внимание лишь на разделения, имеющие практический интерес. По отношению к гражданскому праву имеют практическое значение разделения законов по трем основаниям: а) по содержанию, b) по пространству действия и с) по последствиям нарушения.
a) По содержанию законы разделяются на безусловно постановляющие что-либо и дозволяющие что-либо делать или не делать. b) По пространству действия законы разделяются на общие (leges communes) и особенные (leges singulares). Общие законы касаются всех граждан, особенные же постановляют правила для лиц, находящихся в известных исключительных условиях. с) По последствиям нарушения должно различать: 1) законы, нарушение которых влечет за собою ничтожность действия нарушающего. 2) Законы, нарушение которых не влечет за собою ничтожества действия, а только более или менее тягостные последствия. 3) Законы, нарушение которых дает кому-либо право требовать cудебным порядком, чтобы действиe, нарушающее их, было признано ничтожным, если без такого требования оно остается в своей силе.

Раскрывая понятие, содержащееся в юридическом определении, юрист иногда находит в нем неисчерпаемое богатство: иногда из одного закона путем силлогизмов можно вывести целый ряд юридических определений.

Мейер Д. И. Существо закона и его виды

Читать далее