Усиление защиты в уголовном деле

Защитникам больше не нужно будет получать разрешение на допуск к участию в уголовном деле - опубликован новый закон, который усилил сторону защиты, расширив полномочия адвоката.

Поправки в Уголовно-процессуальный кодекс усилили гарантии конституционного права каждого гражданина - права на защиту.

Поправки, которые эксперты называют "революционными", были разработаны по поручению президента, данного по итогам заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) в октябре 2015. Но еще до того, как тема нарушений права россиян на защиту была вынесена на обсуждение Совета при президенте, адвокаты, столкнувшиеся с нарушениями их профессиональной тайны, обращались в различные инстанции, в том числе - в Конституционный суд. В декабре 2015-го КС рассмотрел жалобу членов Новосибирской городской коллегии адвокатов. Изучив их доводы, Конституционный суд впервые признал необходимость введения дополнительных гарантий конфиденциальности на законодательном уровне.
Теперь обыск в адвокатском офисе может проводиться только если дело заведено на самого защитника

Как рассказал "РГ" зампредседателя Новосибирской городской коллегии адвокатов Сергей Николаев, в жалобе была описана конкретная ситуация - в октябре 2014 года помещение коллегии следователи обыскивали в течение двух суток без перерыва. Обыск производился якобы для получения следствием информации по одному уголовному делу, а в результате следователи получили доступ ко всем адвокатским производствам. Таким образом, не только представители следственного органа, но и понятые смогли ознакомиться с конфиденциальной информацией, касающейся нескольких тысяч человек. Они изучили и весь бумажный архив адвокатов, и электронные серверы, на которых хранились данные по всем доверителям всех адвокатов коллегии. В том числе переписку с ними за все время существования адвокатского объединения (серверы были изъяты, а бумажные документы скопированы).

При этом суды общей юрисдикции, куда адвокаты и их доверители обращались с жалобами, не нашли нарушений в производстве обыска - и неудивительно, ведь существующие процессуальные требования были формально соблюдены. А прямых указаний на специальные ограничения, защищающие адвокатскую тайну, в тот момент в Уголовно-процессуальном кодексе не было. Теперь же в УПК введена новая статья, и обыск в адвокатском помещении может производиться только в случае возбуждения уголовного дела в отношении самого защитника. И только по конкретно указанному судом перечню предметов и документов, а не по всем делам в отношении его доверителей. Кроме того, при следственном действии должен присутствовать член совета адвокатской палаты субъекта Федерации, который независимо от следователя сможет отделить предмет поиска от охраняемой тайны доверителей адвоката.


Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) от 19 апреля 2017 г.


Подробнее о новом Федеральном законе от 17 апреля 2017 г. N 73-ФЗ, подписанным Перезидертом РФ сообщает его официальный сайт (http://special.kremlin.ru/acts/news/54313):

Федеральным законом в статью 49 Уголовно-процессуального кодекса РФ вносятся изменения, согласно которым адвокат вступает в уголовное дело, а не допускается к участию в уголовном деле и обладает всеми процессуальными правами с момента вступления в уголовное дело, а не с момента его допуска. Предлагаемый подход полностью согласуется с правовой позицией Конституционного Суда РФ.

Кроме того, части третья и четвёртая статьи 50 УПК дополняются положениями, обязывающими органы предварительного расследования и суд учитывать принятый адвокатской палатой порядок участия адвоката в уголовных делах в качестве защитника по назначению. Это позволит избежать ситуаций, когда органами предварительного расследования игнорируются решения органов адвокатского самоуправления и назначаются адвокаты для участия в уголовных делах вопреки интересам подозреваемых и обвиняемых.

В соответствии с изменением, внесённым в статью 56 Кодекса, исключается возможность привлечения в качестве свидетелей по делу лиц, в том числе адвокатов, которые обладают свидетельским иммунитетом и не подлежат допросу в соответствии с частью третьей этой статьи.

Статья 58 Кодекса дополняется положением о том, что стороне защиты не может быть отказано в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в производстве по уголовному делу специалиста для разъяснения вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию.

Перечень недопустимых доказательств, закреплённый в части второй статьи 75 Кодекса, дополняется указанием на доказательства, которые получены в ходе оперативно-разыскных мероприятий или следственных действий путём изъятия из производства адвоката по делам его доверителей.

В статью 159 Кодекса включено положение, согласно которому участникам уголовного судопроизводства не может быть отказано в удовлетворении ходатайства не только о производстве следственных действий, но и о приобщении к материалам уголовного дела доказательств, если обстоятельства, об установлении которых ходатайствуют указанные лица, имеют значение для данного уголовного дела и подтверждаются этими доказательствами. Кроме того, предусматривается обязанность органов предварительного расследования гарантировать защитнику участие в следственных действиях, производимых по его ходатайству, ходатайству подозреваемого или обвиняемого.

Новая редакция статьи 161 Кодекса конкретизирует правила сохранения тайны следствия.

Федеральным законом в статью 401.17 Кодекса вносятся изменения, которые позволят обеспечить возможность обжалования в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных актов лицам, ранее не обращавшимся с жалобой на вступивший в силу судебный приговор либо обращавшимся в кассационную инстанцию, но по другим правовым основаниям. Предлагаемая новелла также отвечает правовым позициям, сформулированным в ряде решений Конституционного Суда Российской Федерации.

Требования к соблюдению конфиденциальности в адвокатской деятельности при проведении в отношении адвоката отдельных следственных действий закрепляются в новой статье 450.1 «Особенности производства обыска, осмотра и выемки в отношении адвоката» Кодекса. В частности, обыск у адвоката может быть произведён только на основании судебного решения, в котором должны быть указаны конкретные отыскиваемые объекты и данные, служащие основанием для проведения обыска. Изъятие адвокатского досье целиком при обыске недопустимо, недопустимы также фотографирование, киносъёмка, видеозапись и иная фиксация материалов адвокатского досье