Пенсия от Пенсионного фонда РФ для военных пенсионеров: можно ли отказаться от уплаты страховых взносов?

Автор: адвокат МОКА Морозова О.В.
март, 2020


Всем известно, что военный пенсионер – лицо, получающее пенсию по линии министерств обороны или внутренних дел, - имеет право на одновременное получение второй пенсии - страховой, выплачиваемой Пенсионным фондом РФ.

Закон РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 прямо указал в статье 7, что военные пенсионеры при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".

И если военный пенсионер решил заняться трудовой деятельностью – любой и в любой форме, то он лично либо его работодатель принуждается налоговым органом к уплате страховых взносов в бюджет ПФР.

Почему ПФР право военных пенсионеров на вторую пенсию превращает для них в обязанность по ее "зарабатыванию"? Почему сегодня военный пенсионер, 1967 г.р. и младше, обязан в течении 15 лет платить страховые взносы в ПФР, отчисляя 22% своего заработка, чтобы к 70 годам иметь право на получение второй пенсии в усеченном наполовину размере по сравнению с другими застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования?

Да, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются обязательными платежами. Обязанность по их уплате лежит на страхователе, т.е организации-работодателе или на военном пенсионере лично, если он относится к частно практикующим лицам (ИП, адвокаты и пр.). Если есть страхователь, значит, он кого-то страхует - застрахованное лицо в обязательном пенсионном страховании. Но военный пенсионер уже имеет пожизненное обеспечение от государства и следовательно, не может потерять доход, риск утраты которого и страхуется в обязательном пенсионном страховании.

Так можно ли отказаться от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, если военный пенсионер не хочет получать вторую пенсию за "гражданский" трудовой стаж? Для ответа на данный вопрос достаточно ответить на еще один вопрос: а за кого страховые взносы уплачиваются в ПФР в обязательном порядке? - за застрахованное лицо. А кто является застрахованным - сам военный пенсионер, при чем от риска, которого у него нет.

Ответ лежит на поверхности – правоприменитель предпочитает применять только федеральный закон, касающийся непосредственно системы обязательного пенсионного страхования (далее по тесту – система ОПС). Речь идет о Федеральном законе от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Даже разъяснения Конституционного суда не смущают, - принуждает работающих военных пенсионеров (в том числе индивидуальных предпринимателей, адвокатов, др.) быть застрахованными в системе ОПС, а значит нести обязанность по уплате страховых взносов в его бюджет.

Если говорить не юридическим языком, который из-за множества терминов и необходимых отсылок, многим покажется абракадаброй, то обязательное пенсионное страхование в отношении военных пенсионеров может иметь только добровольный характер. Еще проще – налоговые органы нарушают закон и игнорируют прямой запрет, наложенный Конституционным судом РФ, на такое применение положений закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ, которое обязывало бы военных пенсионеров вступать в систему обязательного пенсионного страхования.

Вступление в систему ОПС военными пенсионерами осуществляется только добровольно. Соответственно, и выход из нее для военного пенсионера тоже добровольный – ПФР не имеет права принуждать военного пенсионера уплачивать ему пенсионные взносы.

При этом военный пенсионер должен четко знать и осознавать, что вступив в систему ОПС, он будет нести обязанности такие же как и остальные застрахованные лица, т.е. на равных условиях он будет в течении 15 лет (с учетом переходного периода) уплачивать страховые взносы, чтобы заработать 30 ИПК (баллов), но страховая пенсия у него будет урезанная, т.к. права на фиксированную выплату к страховой пенсии он не имеет.

Кроме того, то страховое обеспечение, которое ПФР будет выплачивать военному пенсионеру при выполнении последним всех необходимых условий, не может считаться эквивалентным ранее уплаченным суммам пенсионных взносов при существующей тарификации.

Тариф страховых взносов в бюджет ПФР состоит из солидарной и персональной частей. Солидарная (общая) часть идет на те выплаты, на которые военный пенсионер не может претендовать (его такого права лишили в силу закона). Ситуация в следующем, ты платишь солидарную часть как все, а гарантировано ничего не получаешь.

Кроме этого, ПФР будет выплачивать военному пенсионеру страховую пенсию не тогда, когда он достигнет общеустановленного пенсионного возраста (60 лет – для женщин и 65 – для мужчин, с учетом переходного периода), а когда он выполнит условия, предусмотренные Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях».

Строго говоря, вторая пенсия, на которую имеет право военный пенсионер не совсем страховая и совсем не пенсия. Эта выплата хоть и имеет такое наименование и должна выплачиваться при наступлении страхового случая, но страховой пенсией не является минимум по двум причинам: 1) на эту сумму прожить невозможно без получения военной пенсии, и речь идет именно об увеличении имеющейся, 2) это прибавка к имеющейся пенсии за выслугу лет, не связана с реализацией страхового риска. Система ОПС является способом "зарабатывания" прибавки к имеющейся военной пенсии.

Момент вступления в систему ОПС для военного пенсионера не связан со страховым риском, поскольку у него отсутствует вероятность потери заработка (у него уже есть пожизненная государственная пенсия).

Принудительно загонять человека в систему обязательного пенсионного страхования (ОПС) без наличия у него страхового риска никто не имеет права. В противном случае это будет прямое нарушение законодательства о страховании, а также прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ.

По правде у военного пенсионера есть право отказаться от уплаты страховых взносов, но на сегодня реализовать это право невозможно из-за несогласия налоговых органов, поэтому никто не рискует ввязываться в судебные тяжбы с налоговой, которую всегда суд поддержит.

Но что интересно в данной ситуации беззаявительное участие военных пенсионеров в обязательном пенсионном страховании, также подразумевает и беззаявительный отказ от такого участия.
Но я все-таки написала заявление, и вот, что вышло.



Защита победила: права военных пенсионеров - адвокатов будут пересмотрены

Личный опыт отказа от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

С 2 июля 2014 года я вышла в отставку по болезни, в возрасте 45 лет, и получаю пенсию за выслугу лет, назначенную мне в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", то есть являюсь военным пенсионером.
11 апреля 2017 года, в возрасте 47 лет, мною получен статус адвоката.
19 мая 2017 года мною получена выписка о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, из которой следует, что по состоянию на апрель 2017 года на моем индивидуальном лицевом счете учтены пенсионные права в размере 3,73 ИПК и 2 года 7 месяцев страхового стажа.
С учетом риска дожития до 60 лет страховой случай обязательного пенсионного страхования для меня наступит через 13 лет от начала работы адвокатом. Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере позволяет накапливать около 1 ИПК в год, а значит, на моем индивидуальном лицевом счете застрахованного лица не будет величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, что является невыполнением требований частей 2  и 3 статьи 8 Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с чем, при наступлении страхового случая я получу отказ в назначении страховой пенсии по старости.
21 июня 2017 года я обратилась в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №17 по Московской области с просьбой не ставить меня на учет в качестве плательщика страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку я получаю пенсию за выслугу лет и отказываюсь от участия в обязательном пенсионном страховании в связи с тем, что к 2024 году у меня будет только 11 лет страхового стажа, которого недостаточно для назначения страховой пенсии, и, следовательно, система обязательного пенсионного страхования мне не гарантирует предоставление соответствующего страхового обеспечения при наступлении страхового случая, а на иное социальное обеспечение по возрасту я не имею прав.
На мое заявление налоговый орган ответил письмом о том, что я как адвокат обязана уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере.
18 сентября 2017 года мною подано административное исковое заявление в Люберецкий городской суд Московской области с требованием о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России № 17 по Московской области  от 10 июля 2017 г. № 12-26/29683@ в части признания административного истца плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку оно нарушает мои права, предусмотренные статьями 19, 35, 39, 55 Конституции РФ, так как (а) уплатив страховые взносы, я не буду получать никакого пенсионного обеспечения не только при наступлении страхового случая, но и в последующем; (б) по сравнению с иными застрахованными лицами для военных пенсионеров установлены значительно худшие условия для получения страхового пенсионного обеспечения.
19 декабря 2017 года Люберецким городским судом Московской области принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований (дело № 2а-7749/2017).
23 апреля 2018 года Московским областным судом отказано в удовлетворении моей апелляционной жалобы и решение Люберецкого городского суда Московской области от 19 декабря 2017 года оставлено без изменения.
31 октября 2018 года Московским областным судом отказано в  передаче моей кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
10 апреля 2019 года судьей Верховного Суда Российской Федерации вынесено определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

19 июня 2019 года заместителем Председателя Верховного Суда Российской Федерации отказано в жалобе об отмене определения об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

28 января 2020 года Конституционный суд РФ рассмотрел мою жалобу и вынес решение.
Я очень надеялась, что с новым решением КС в обязательном пенсионном страховании (ОПС) завершится эра безусловного отнесения законом работающих пенсионеров к застрахованным лицам, и для них участие в ОПС станет реально добровольным, а не принудительным как сейчас. Но я не смогла защитить свои права в рамках национальной судебной системы, что возможно повлечет для меня санкции в виде взыскания своевременно неуплаченных страховых взносов, несмотря на то, что я не нуждаюсь в увеличении размера получаемой пенсии, тем более принудительно.

То, что теперь возложение обязанности по уплате взносов на таких как я признанно не противоречащим Конституции, одновременно означает признание конституционным принудительного порядка пенсионного страхования работающих военных пенсионеров. Полагаю, такой результат судебного обжалования политическим и не основанным на праве.

При этом все обжалуемые мною погрешности закона КС признал неконституционными. Согласно постановления КС № 5-П от 28.01.20 я обязана принудительно страховаться и платить взносы в ПФР с целью увеличения размера получаемой пенсии в рамках ОПС, в котором не определены ни объем, ни условия формирования и реализации моих страховых пенсионных прав. Правомерность привлечения к ответственности за неисполнение такой обязанности, конечно, сомнительна. Сама я взносы в ПФР не платила и платить не буду, но пока за мною не числится задолженности, что не позволяет продолжить диспут с государственными органами в юридической плоскости.

ОПС - это механизм реализации социального страхования, который нельзя безусловно использовать для увеличения размера военной пенсии. Получатель социального обеспечения не является лицом, нуждающимся в защите государства, ведь в отношении него государство выполнило свою социальную миссию, и он как гражданин должен считаться социально защищенным.

Заставлять человека увеличивать свою пенсию само по себе лишено здравого смысла, поскольку назначаемые нам пенсии, по закону, считаются достаточными по размеру, который обеспечивает достойное проживание при утрате трудоспособности.

Возложение обязанности самостоятельно уплачивать взносы на ОПС в зависимости от ведения трудовой деятельности безотносительно пенсионного статуса, нарушает конвенционное право собственности военного пенсионера. Осталась одна надежда, что моя жалоба в ЕСПЧ (№ 42408/19), принятая в августе 2019 года, будет рассмотрена по существу и нарушения имущественных прав граждан РФ, получающих пенсии и продолжающих при этом трудиться, в части возложения на них обязанности по уплате обязательных страховых платежей на ОПС, будут признаны на международном уровне.

В общем, моя оценка отличается от оценки Российской газеты, опубликовавшей статью о новом решении КС о победе защиты.


Статья 7. Право выбора пенсии

Лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".
// Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 03.04.2017) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей"