Право на стремление к счастью

Декларация независимости признала право на стремление к счастью

Вы читали Декларацию независимости США? – если, только после прочтения «1984» Оруэлла, то это даже хорошо. Чем данный текст уникален и почему в отличие от него в российском законе нет права на стремление к счастью?

Закон служит построению правопорядка и его обеспечению в государстве. В нем не преследуются сверхцели по обеспечению счастья и благоденствия человека. И все-таки Декларация независимости США признала право на стремление к счастью. Вопрос только за кем: человек имеет право на стремление к счастью или народ (нация) в целом?

Декларация независимости США - памятник 18 века. Два столетия назад люди признали очевидным фактом (а если дословно «самоочевидной истиной») то, что все люди созданы равными и наделены неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью.
Исходя из текста Декларации независимости речь идет о правах людей, рассматриваемых как население (народ) в целом, так и о правах каждого человека в отдельности..

Содержащееся в Декларации независимости США признание за гражданином права стремиться жить лучше, чем сейчас, - это законодательная конкретизация права на жизнь. Человек вправе не только жить, но и желать изменений на лучшее в своей жизни, стремиться к более благополучным условиям как в общественной, так и в частной жизни.

Вот еще одна истина, очевидная для жителей 18 столетия, и логически вытекающая из признания права на стремление к счастью. Это то, что правительства учреждаются для обеспечения этих прав (в числе которых Декларацией признаны жизнь, свобода и стремление к счастью). «В случае, если какая-либо форма правительства становится губительной для самих этих целей, народ имеет право изменить или упразднить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и формах организации власти, которые, как ему представляется, наилучшим образом обеспечат людям безопасность и счастье».

Следовательно, Декларация независимости США расценивает право на стремление к счастью как политическое право народа. А если данным политическим правом наделяется население, то и каждый гражданин должен иметь право на стремление к счастью и возможности его реализовать политическими инструментами.

Но как быть с природой человеческого естества - от одних и тех же обстоятельств один может быть счастлив, а другой несчастлив. Все зависит от мировоззрения, восприятия, воспитания, индивидуальных характеристик, пр. В чем и как определяется счастье населения в целом? Ведь чтобы стремиться, надо сначала четко понимать к чему именно ты стремишься.

Понятие счастья столь неопределенное понятие, что хотя каждый человек желает достигнуть счастья, тем не менее он никогда не может определенно и в полном согласии с самим собой сказать, чего он, собственно, желает и хочет. Причина этого в том, что все элементы, принадлежащие к понятию счастья, суть эмпирические, т. е. должны быть заимствованы из опыта, однако для идеи счастья требуется абсолютное целое - максимум блага в моем настоящем и каждом последующем состоянии.
...в отношении счастья невозможен никакой императив, который в строжайшем смысле слова предписывал бы совершать то, что делает счастливым, так как счастье есть идеал не разума, а воображения. Этот идеал покоится только на эмпирических основаниях, от которых напрасно ожидают, что они должны определить поступок, посредством которого была бы достигнута совокупность действительно бесконечного ряда последствий. // И.Кант. Основы метафизики нравственности

Российский закон не знает права на стремление к счастью

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Это равенство всех перед законом и судом, право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, свободу мысли и слова, иные права, перечисленные в главе 2 Конституции РФ.
В российском основном законе нет упоминания о праве человека либо населения, как нации в целом, на стремление к счастью, а значит, оно и не гарантируется, иными словами, лучшая жизнь не гарантируется, поскольку к ней никто не стремиться на законодательном уровне :) Жаль, как говориться бумага бы все стерпела :) но в законе речь идет о гражданских и политических правах, а стремление к счастью, наверное, «уценено» до эмоционального атрибута индивида.

Почему в российском законе нет права на стремление к счастью? – вопрос для простого и ясного ответа:
Нормой права нельзя описать содержание данного понятия, соответственно, невозможно его гарантировать. Как найти то, не зная чего? Ведь определение счастья зависит от «исповедуемого» мировоззрения (счастье, отождествляемое в одном случае с удовольствием (трактовка, развиваемая в гедонизме), в другом — с пользой, успехом (утилитаризм), в третьем — с отсутствием страданий и безмятежностью души (Эпикур), или счастье как критерий и высшая санкция индивидуальной человеческой морали *(1).

Норма права не может позволить себе роскоши разночтений. Законодательство как система норм стремиться к конкретике, абстрактных вещей законотворцы, по возможности, избегают. Вот и нет пока в правовом государстве, которое мы строим самого главного кирпича, - права на стремление к счастью.

С одной стороны, стремление к счастью - природная потребность человека и неразрывно связано в правом на жизнь. С другой стороны, наши потребности не всегда преобразуются в наши права. Но законодательно закрепив право на жизнь, можно было бы намекнуть и на право пусть не на счастье, но хотя бы на стремление к нему :)

Но в силу неопределенности слагаемых, из которых строится счастье индивидуума, его право на стремление к счастью никак и не выберется из философской категории в политическую сферу, и счастье нации не избрано сверхцелью государственности.

В философии теме счастья много посвящено работ. В юриспруденции не принято изучать счастье с правовой точки зрения. Хотя философия подошла вплотную к праву и дает понятие счастье через общее обустройство общества. Счастье - это конкретизирующее высшее благо как завершенное, самоценное, самодостаточное состояние жизни; общепризнанная конечная субъективная цель деятельности человека.

Эмоционально счастье заключается в чувстве удовлетворенности индивида тем, как в целом складывается его жизнь. Из этого, однако, не следует, что счастье субъективно. За субъективным чувством и представлением о счастье всегда стоит какой-то канон, образец того, что такое счастье и счастливый человек сами по себе. Говоря по-другому, в своем желании счастья человек всегда исходит из того, что такое же желание присуще и др. людям. Более того: счастье. одних индивидов прямо зависит от счастья других. К примеру, не может быть счастлива мать, если несчастны ее дети. Весь вопрос в том, как широк этот круг обратных связей. Это значит: Счастье одних индивидов связано со счастьем других через нравственные отношения между ними, через посредство счастливого общества.*(2)

В законе не может быть правил «пойди туда, не знаю куда, и найди то, не знаю что». Пока законодатель не определился с критериями счастливого российского общества, право стремление к счастью в числе наших гражданских и политических прав ждать не приходится.

Тем более что за данным правом стоят вполне обоснованные риски роста недовольных. Еще претензий от несчастных граждан не оберешься, да еще они вздумают на этом основании поменять правительство (как, например, в Декларации независимости США записано). А у нас еще из года в год, примерно по 800 тыс. в год осужденных, которые точно не отнесут себя к осчастливленным гражданам.

Конечно, было бы замечательно, закрепить и в нашем законе право на стремление к счастью. Может попробовать в качестве общественной инициативы предложить дополнить главу 2 Конституции РФ правом на стремление к счастью?


*(1) Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Степина. 2001
*(2) Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983