Право на ошибку в законе
Механизм обжалования как законное право на ошибку
причины и последствия установленных правил
Закон обязателен к исполнению для всех. Почему законодатель закрепил в законе право на ошибку для тех, кто его применяет? какие последствия у имеющегося института обжалования?Институт обжалования служит инструментом госконтроля за законностью решений, принимаемых госорганами. Механизм реализации права на обжалование последователен и логичен в движении по иерархической вертикали системы власти. Но какие последствия будут, если положения закона неправильно поняли и соответственно, приняли неверное (а значит, незаконное) решение?
Многоступенчатая система обжалования, установленная процессуальными законами (ГПК, АПК, УПК, КАС, КоАП), свидетельствует о том, что законодатель не только предполагает возможность судебных и иных правоприменительных ошибок, но и создает вполне гуманный (для тех, кто ошибается) механизм их исправления.
Предоставляя должностным лицам право на ошибку в правоприменении закона, государственная (законодательная) власть "расписывается" в собственном бессилии обеспечить его правильное правоприменение. Конечно, на это есть объективные причины, которые скучно перечислять, т.к. их все знают.
Но если у меня есть право на ошибку в применении закона, то я могу его произвольно толковать (по своему усмотрению), а это уже создает основу для судейского и иного правоприменительного произвола.
Одним из последствий законного права на ошибку является право на свободное толкование закона, что в правоприменительной практике уже граничит с произволом.
Есть пословица: "Кто не ошибается, тот ничего не делает". И закон не может отказать в праве на правоприменительные ошибки, т.к. они естественны для человеческой природы. Современные цивилизационные принципы не позволяют издать закон, карающий за простую ошибку (без какого-либо злого на то умысла).
Вот "в сухом остатке" и получился беззубый механизм обжалования, которого никто не боится, поскольку никто не отвечает за свои ошибки. А если упомянуть о корпоративной солидарности, - так перспектива пересмотра ошибочных решений совсем не радужная.
Таковы последствия вполне демократичного права на ошибку, заложенного в механизме обжалования принятых госорганами решений.
Заявитель сообщает о допущенных ошибках кому следует, но адресат жалобы, проверяя законность принятого решения, тоже имеет право на очередную ошибку.
Правило нашего закона в том, что судей и иных правоприменителей, стоящих на страже закона, избавили от страха нарушать закон лично, о чем уже упоминалось в предыдущей статье блога.