Роль и функция
административного закона
Административный закон, по сути, выступает средством установления и осуществления господствующих властных полномочий, обеспечивает легальность и законность существующих в обществе отношений и правил поведения в государственном управлении. Какую роль он играет, и какие еще функции возложены на административный закон?
Латинское слово administratio — «администрация» — является синонимом слов «управление», «руководство».
«Администрация — совокупность людских и материальных средств, призванных обеспечивать под руководством политической власти исполнение и применение законов... Цели администрации никогда не бывают первичны, они всегда вторичны и состоят в выполнении заданий, порученных ей основополагающими государственными органами» Р. Драго
Административная власть — это исполнительно-распорядительная власть, которая имеет универсальный характер и осуществляется везде, где есть человеческие коллективы. Она непосредственно организует оборону страны, охрану государственной и общественной безопасности, деятельность государственных предприятий и учреждений, осуществляет общее руководство негосударственными организациями (регистрация, лицензирование, налогообложение, контроль), с помощью административных законов и подзаконных актов воздействует на граждан и организации.
Административная власть организовала законодательный орган, который издает административные законы, там самым сама администрация пытается ограничить свой абсолютизм. Но функция административных законов, о которой не принято явно говорить, - это исполнение велений высшей политической элиты (высшей госадминистрации).
Универсализм административной власти проявляется в многообразии способов воздействия на волю людей (поощрение, убеждение, договор, регистрация, разрешение, пресечение и др.), и создании организованности и упорядоченности в обществе (хорошей или не очень, кому как :)).
Ведая огромными ресурсами, государственная администрация распоряжается действиями людей, природными и иными ресурсами, чтобы организовать производство, образование, здравоохранение и др.
Государственная администрация руководит многими предприятиями, учреждениями и в то же время создает условия для того, чтобы в обществе действовали муниципальные, общественные, частные механизмы саморегуляции. Она в процессе исполнения актов высшего руководства осуществляет еще и правотворчество, и юрисдикционную деятельность (наказывает, разбирает споры).
Административное право воспринимается людьми более всего в своей отрицательной оболочке: судебные процессы с их отяготительными издержками, вызовами в суд, арестами и описями имущества, а также неизменными спутниками госконтроля в лице прокуроров, дознавателей, приставов, инспекторов (налоговых, таможенных и пр. проверяющих). Не говоря об административном аресте (тюрьме), штрафах и лишении прав. Неприятное чувство возникает даже с обязанностью платить налоги или свидетельствовать на суде.
Административный закон, как и любой другой проникает в человеческое сознание через систему государственного принуждения (репрессий), и соответственно огромная часть общества видит в нем одну оборотную сторону, т. е. наказание, что вызывает негативную реакцию. Поэтому-то люди, не различая репрессивные и организационные задачи закона (права), бегут от него, а антипатия к установленным правилам распространяется от закона до личностей, стоящих на его страже.
Основной функцией административного закона является регулирование властных отношений, как по иерархической лестнице (ступеням подчинения), так и по горизонтали (когда субъекты власти обладают равными полномочиями). Второй сопутствующей функцией административных норм выступает охранительный характер.
Иными словами административное законодательство решает государствообразующие задачи:
закрепление в законе и охрана законом установленных в государстве властных отношений,
и принятие законных мер по принуждению к исполнению велений, исходящих от органов государственной власти. Тем самым обеспечивается поддержание законности государственного режима и его государственного управления.