Административный закон и его правила в России

Роль и функция
административного закона

Административный закон, по сути, выступает средством установления и осуществления господствующих властных полномочий, обеспечивает легальность и законность существующих в обществе отношений и правил поведения в государственном управлении. Какую роль он играет, и какие еще функции возложены на административный закон?

Рябушкин Андрей Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате, 1893

Латинское слово administratio — «администрация» — является синонимом слов «управление», «руководство».

«Администрация — совокупность людских и материальных средств, призванных обеспечивать под руководством политической власти исполнение и применение законов... Цели администрации никогда не бывают первичны, они всегда вторичны и состоят в выполнении заданий, порученных ей основополагающими государственными органами» Р. Драго

Административная власть — это исполнительно-распорядительная власть, которая имеет универсальный характер и осуществляется везде, где есть человеческие коллективы. Она непосредственно организует оборону страны, охрану государственной и общественной безопасности, деятельность государственных предприятий и учреждений, осуществляет общее руководство негосударственными организациями (регистрация, лицензирование, налогообложение, контроль), с помощью административных законов и подзаконных актов воздействует на граждан и организации.

Административная власть организовала законодательный орган, который издает административные законы, там самым сама администрация пытается ограничить свой абсолютизм. Но функция административных законов, о которой не принято явно говорить, - это исполнение велений высшей политической элиты (высшей госадминистрации).

Универсализм административной власти проявляется в многообразии способов воздействия на волю людей (поощрение, убеждение, договор, регистрация, разрешение, пресечение и др.), и создании организованности и упорядоченности в обществе (хорошей или не очень, кому как :)).

Ведая огромными ресурсами, государственная администрация распоряжается действиями людей, природными и иными ресурсами, чтобы организовать производство, образование, здравоохранение и др.
Государственная администрация руководит многими предприятиями, учреждениями и в то же время создает условия для того, чтобы в обществе действовали муниципальные, общественные, частные механизмы саморегуляции. Она в процессе исполнения актов высшего руководства осуществляет еще и правотворчество, и юрисдикционную деятельность (наказывает, разбирает споры).

Административное право воспринимается людьми более всего в своей отрицательной оболочке: судебные процессы с их отяготительными издержками, вызовами в суд, арестами и описями имущества, а также неизменными спутниками госконтроля в лице прокуроров, дознавателей, приставов, инспекторов (налоговых, таможенных и пр. проверяющих). Не говоря об административном аресте (тюрьме), штрафах и лишении прав. Неприятное чувство возникает даже с обязанностью платить налоги или свидетельствовать на суде.

Административный закон, как и любой другой проникает в человеческое сознание через систему государственного принуждения (репрессий), и соответственно огромная часть общества видит в нем одну оборотную сторону, т. е. наказание, что вызывает негативную реакцию. Поэтому-то люди, не различая репрессивные и организационные задачи закона (права), бегут от него, а антипатия к установленным правилам распространяется от закона до личностей, стоящих на его страже.

Основной функцией административного закона является регулирование властных отношений, как по иерархической лестнице (ступеням подчинения), так и по горизонтали (когда субъекты власти обладают равными полномочиями). Второй сопутствующей функцией административных норм выступает охранительный характер.

Иными словами административное законодательство решает государствообразующие задачи:
закрепление в законе и охрана законом установленных в государстве властных отношений,
и принятие законных мер по принуждению к исполнению велений, исходящих от органов государственной власти
. Тем самым обеспечивается поддержание законности государственного режима и его государственного управления.




Особые правила
административного закона

Административные законы следуют общим правилам для российских законов.

Особенности, присущие законам административного права, обусловлены его субъектами и отношениями, которые они регулируют.

    Специфика в том, что административно-правовые отношения -
  1. а) это властеотношения,
  2. б) в этих отношениях одной из сторон всегда выступает орган исполнительной власти или должностное лицо, наделенное государственно – властными полномочиями, а в некоторых случаях такими полномочиями могут наделяться и негосударственные организации;
    в) данные отношения возникают по инициативе одной из сторон независимо от согласия и желания на то другой стороны;
    г) разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется в административном порядке, т.е. внесудебном порядке.

Правило первое: когда Вы имеете дело с административным законом, помните, он охраняет не Ваши интересы, а государственные. Охраняя общий порядок, установленный государством, закон "опекает" и благо каждого.

Правило второе: вступая в правоотношения с госорганами, гражданин в 90% имеет дело с регламентированным порядком общения с конкретным госорганом, т.е. необходимо предварительно ознакомиться с его ведомственными приказами.

Третье: имея спор с госорганом, сначала лучше попытаться его урегулировать в досудебном порядке, помните: суд - это тоже госорган.


Источники и структура
административного законодательства

Любая отрасль права является организованной совокупностью юридических норм. Первичными слагаемыми административного права, «кирпичиками», на базе которых формируется система отрасли, являются административно-правовые нормы. Их можно понимать как установленные или санкционированные государством правила, регулирующие отношения, возникающие при формировании и деятельности исполнительной власти.

Норма содержит правило, точнее модель должного поведения (диспозицию) при наличии определенных условий (гипотезы). Правовая норма административного законодательства РФ регулирует общественные отношения, связанные c организацией госвласти и осуществлением последней своих полномочий. Реализация административных норм обеспечивается разнообразными средствами, включая механизмы государственного принуждения.

Источниками административного права являются акты государственных органов, в которых содержатся административно-правовые нормы.

    По юридической силе источники условно делят на группы:
  1. Источники административного права на федеральном уровне
    I. Законодательные
    1. Конституция Российской федерации 2. Федеральные Конституционные законы 3. Федеральные законы 4. Законы РСФСР; законы Российской Федерации; законы СССР
    II. Подзаконные
    1. Указы президента 2. Постановления правительства 3. Акты (приказы, инструкции) министерств и ведомств
  2. Источники административного права на уровне субъектов
    I. Законодательные
    1. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации 2. Законы субъектов
    II. Подзаконные
    1. Президентские акты, акты глав администраций 2. Акты правительств субъектов 3. Акты министерств и ведомств субъектов
  3. Источники административного права на уровне местного самоуправления (в случае наделения органами местного самоуправления необходимыми государственными полномочиями)
    1. Акты представительных органов самоуправления 2. Акты исполнительных органов самоуправления
  4. Источники административного права на межгосударственном уровне - межгосударственные соглашения (договоры)
  5. Источники административного права внутриорганизационного характера - акты (приказы) руководителей государственных предприятий, организаций, учреждений (или акты их коллективных (коллегиальных) органов.

Наличие большого числа источников разной юридической силы, принятых в разное время, - объективный факт административного блока законодательной системы России. Это отрицательно сказывается на состоянии систематизации административного права как отрасли.

Единого административного кодекса нет, и его невозможно создать. Почему? Во-первых, потому что нельзя в один акт поместить такое огромное число норм, которое требует правовое регулирование и деятельность государственной администрации. Во-вторых, кодификация означала бы чрезмерную централизацию и концентрацию правотворчества, а значит, лишение возможности административного правотворчества федеральных органов исполнительной власти, органов субъектов Российской Федерации.

Абсолютизм исполнительной власти сдерживается административным законом, а значит, исподволь сама власть всегда стремится им пренебречь и тем самым избавиться от наложенных на нее ограничений.

Признавая право регулятором публичных отношений, возникающих между органами власти и обывателями, государственная власть этим самым нисколько не ограничивает себя в своей законодательной функции. Она не изменит началу законности, если отменит новым законом любой из ранее изданных ею законов. Но, верная началу законности, власть должна подчиняться закону в делах государственного управления. (Елистратов А. И.)