Правовое регулирование государственного управления

Государственное управление
правовое регулирование в сфере государственного управления

Содержанием административного закона является правовое регулирование сферы государственного управления. Но госуправление не ограничивается администрированием, на госорганы возложены и задачи по управлению государственной собственности, т.е. и хозяйственная деятельность. В чем особенности правового регулирования государственного управления?

Все ветви госвласти (законодательная, исполнительная, судебная) подчинены правилам, установленным в административных законах. По сути госуправление - саморегулируемая организация: она принимает законы, она же их и изменяет (отменяет). А так как закон выражает волю той же государственной власти, то получается, что государственная власть должна ставить законом предел своему собственному усмотрению, связывать самое себя. Возникает вопрос: если государственная власть является творцом и источником права, то каким образом это право может связать ее самое?

Управление — это целеполагающее, т. е. созидательное, продуманное, организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную жизнедеятельность, которое может быть осуществлено как непосредственно (в формах самоуправления), так и через специально созданные органы и структуры (государственные органы, политические партии, общественные объединения, предприятия, общества, союзы и пр.) // Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. М., 1997

Государственное управление субъективно, так как оно — плод мысли и действий людей (государственных служащих, должностных лиц), для которых вопрос об ответственности решается как и для всех остальных граждан.
Ответственность за содержание управления должны несут те, кто является субъектом управления. И действующие административные и уголовные законы предусматривают различные виды наказаний за правонарушения в области госуправления. При ошибках законом предусмотрен институт обжалования, включающий право на ошибку.

Основными областями в государственном управлении являются:
1) руководство и персонал управления (публичная служба и ее организация);
2) взаимодействие в управлении;
3) бюджет;
4) планирование;
5) информация и информационные технологии (обеспечение связи, коммуникации);
6) международный порядок и управленческие отношения;
7) хозяйственное управление государственным имуществом.

Все определения государственного управления содержат указание на его главное содержание — целенаправленное практическое воздействие государства на общественные отношения для упорядочения, организации соответствующей системы и оказания на нее регулирующего влияния, т. е. обеспечения ее должного функционирования и возможного изменения.

Существование государственного управления оправдывается целью его создания. Это изучение и обобщение публичных потребностей и общественных интересов, осуществляемое в рамках системы госуправления, которое призвано их оценивать и структурировать, ставить цели, разрабатывать решения и совершать действия по их практическому удовлетворению.

Целеполагание - краеугольный камень и ахиллесова пята госуправления. Что признает власть за общественный интерес, — это зависит от уровня культуры. И то, в чем власть видит общее благо, может, на самом деле, и разойтись с интересами значительной части населения. Но, во всяком случае, требования правящей власти предъявляются к гражданам не как частный интерес отдельных носителей власти, но во имя общего блага.

Цель не формулируется в законах, где есть общие принципы и правила. Официально цели государственного управления имеют правовые формы в виде госпрограмм, утвержденных высшими госорганами на различных уровнях власти (федеральном, региональном, муниципальном). Но административный закон никого не заставляет принимать программу либо план развития и т.п. - это правило "от печки", как говориться. Таким образом, целеполагание полностью субъективно и зависит от волеизъявления высших должностных ли, которые формулируют как политические, так и экономические цели.

Государственное управление урегулировано публичным (административным) законодательством. При этом отдельные государственно - управленческие вопросы подлежат частноправовой (гражданско-правовой) регламентации, т.е. гражданскому правовому регулированию (например, по управлению госимуществом). Поэтому следует различать суверенное государственное управление и управление, осуществляемое в частноправовых формах.
Частная область государственного управления охватывает материальные (экономические) потребности управления, т. е. когда государство выступает в качестве частного предпринимателя и заключает различные договоры. Государство участвует в договорах в качестве не только заказчика и потребителя, но и субъекта, желающего получить экономическую (финансовую) прибыль как самостоятельный предприниматель на равных с другими предпринимателями условиях.




Административное правовое регулирование:
равенство в неравенстве субъектов госуправления

Любой коллектив порождает отношения власти, доминирования и подчинения. Этот факт проистекает из различных сторон неравенства людей и их групп в коллективе. Первоначально это неравенство имеет естественный характер.
Публичная власть как система органов государственного управления возникает в коллективе, члены которого связаны не родственными или иными персональными, а общественными отношениями.

Административное правовое регулирование процесса государственного управления мы рассматриваем как совокупность юридических норм (правил), определяющих взаимоотношение между органами государственного управления и гражданами. Поскольку требование и обязанности участников этих отношений основываются на законе, взаимоотношения между органами правящей власти и гражданами приобретают правовой (а значит, равный) характер.
Принцип равенства проявляется в стандарте "все перед законом равны".

При правовом регулировании госуправления над гражданином стоит закон, — тот же закон, которому подчинены и должностные лица, облеченные властью. Таким образом, гражданин в публично-правовом отношении становится на одну плоскость с губернатором, с министром, с любым административным учреждением государства.
Административное право ведет к установлению в области госуправления такого же формального юридического равенства, какое во взаимных отношениях частных лиц между собою достигается частным (гражданским) правом. Конечно, губернатор обладает большими полномочиями, чем частное лицо; но ведь и гражданское право, регулирующее взаимоотношения частных лиц, не исключает неравенства в объеме полномочий: у собственника и работодателя прав больше, чем у арендатора и рабочего. Органы государственного управления обладают правом устанавливать общеобязательные для данного коллектива (общества, муниципального образования) общие правила и применять принуждение.
Внутри системы госуправления неравенство в объеме полномочий упорядочено (иерархично) согласно уровня власти: Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти (федеральных министерств, государственных комитетов, российских агентств, федеральных служб, федеральных комиссий, федеральных надзоров), органов исполнительной власти субъектов РФ. К органам, реализующим функции управления, относится и местная администрация, ее органы и структурные подразделения. Все эти органы специально созданы для осуществления управленческой деятельности и являются основными субъектами государственного (или муниципального) управления.