Административная юстиция
Административная юстиция
правосудие в сфере административных и иных публичных правоотношений
Знание правовых механизмов разрешения конфликтных юридических ситуаций в сфере публичного управления невозможно без изучения такого комплексного института как административная юстиция. Коротко о главном для понимания законов административной юстиции.
Судебная власть осуществляет правосудие и судебный нормоконтроль (за законностью нормативных актов органов исполнительной власти), а также контроль за действиями и решениями органов публичного управления и их должностных лиц. Процессуальные законы регламентируют механизм реализации задач судебной власти. Тем самым речь идет о процессуальной контрольной деятельности судов. Кроме того, в функциональном смысле юстиция - это деятельность по реализации юрисдикционных (конфликторазрешающих) полномочий судебной власти с целью объективного и беспристрастного разрешения споров.
Судебный контроль за управлением (управленческими действиями органов исполнительной власти, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих) в Российской Федерации принято называть административной юстицией. На практике административное судопроизводство понимают как административную юстицию, т.е. как правосудие по административным делам.
![](administrativnyu_protses_img/adm_ustistia_slid.png)
Конечно, по устройству суды также представляют собой администрацию. Но ведь когда мы говорим "гражданская" юстиция, то не думаем, что здесь судят сами граждане. И как гражданская юстиция есть суд в юридических спорах частных лиц между собой, так административная юстиция является судом в столкновениях между интересами граждан и администрацией.
Решая вопросы признания незаконными акты органов государственной власти в сфере государственного управления, система административной юстиции напрямую влияет на функционирование системы органов исполнительной власти и выполняет функцию контроля.
Другая функция административной юстиции – юрисдикционная (конфликторазрешающая). При этом важно учитывать взаимосвязь и взаимообусловленность этих функций: контроль за административными актами реализуется в процессе разрешения административных споров, а разрешение административных споров осуществляется посредством проверки законности административных актов.
О защитной роли административной юстиции говорить тоже можно, поскольку она призвана обеспечивать эффективную защиту прав и свобод человека и гражданина, вступившего в спор с властными органами (выступая в роли независимого арбитра, объективного и беспристрастного, исходя из законодательных принципов судопроизводства).
Еще одна функция, как объективное следствие вышеназванных, – это обеспечение независимости самой судебной власти. Судебная система получает еще один рычаг воздействия на органы государственной власти, в первую очередь исполнительной, путем судебного контроля за их решениями.
Несмотря на значимость выполняемых функций, роль административной юстиции в системе государственного устройства до конца не определена, и как комплексный правовой институт она переживает реформирование (бессрочное).
Публичные и частные интересы одновременно обусловливают формирование системы государственной контрольной власти, способной наиболее эффективно осуществлять правовую защиту субъективных прав и свобод человека и гражданина, обеспечивать доступность правосудия, осуществляемого на основе демократических принципов современного правового государства. В системе государственной власти находится, как известно, и власть судебная, которая осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства.
В отличие от первых трех видов судопроизводства, сложившихся в России в течение столетий под воздействием публичных и частных интересов, административное судопроизводство как важнейший процессуальный правовой институт не отвечает сегодня стандартам правового государства, которое должно предпринимать меры для укрепления и реформирования судебной власти, расширения правовой защиты прав и свобод физических и юридических лиц, обеспечения доступности правосудия и эффективной деятельности судов и судей. Именно современные публичные и частные интересы могут быть положены в процедуру формирования и осуществления административного судопроизводства. Административный процесс, доктринально не развивавшийся в нашей стране практически в течение всего XX в., остановился на уровне его понимания в качестве процессуальной деятельности, приспособленной для рассмотрения возникающих в сфере публичного управления индивидуальных конкретных дел. Старилов Ю.Н.