Административная жалоба
Право гражданина на административную жалобу
способ защиты своих прав
Гражданин сам решает вопрос, нужно ли обжаловать действия должностного лица, которые он оценивает как противоправные. Это - "мягкий" вариант дозволения как управляющего воздействия административного закона. Каким образом административная жалоба защищает права граждан?Право гражданина обжаловать акты субъектов власти (индивидуальные решения, постановления и иные нормативные акты) — непреложное слагаемое института обжалования. Оно обусловлено особенностями властеотношений, построенных на началах неравенства сторон. В таких правоотношениях одна из сторон, обладающая властными полномочиями, имеет право решать вопросы, затрагивающие права и интересы иных субъектов.
Опыт развития человеческого общества свидетельствует о том, что акты субъектов власти могут быть дефектными в следствии различных причин. Например, из-за выбора не самого лучшего варианта, из-за небрежности, пристрастности, некомпетентности, злоупотребление правом и др. Поэтому в целях сохранения баланса и спокойствия в обществе право одной стороны решать и использовать свою власть должно быть уравновешено правом другой стороны обжаловать акт, требовать его пересмотра, отмены.
Право гражданина на административную жалобу обеспечивать один из механизмов контроля за законностью деятельности государственных органов.
В административно-правовых отношениях права невластного субъекта, гражданина защищаются путем обжалования - его обращениями (жалобами) в вышестоящие государственные либо правоохранительные органы, а также правозащитные общественные организации.
Иными словами если Ваше право нарушено одним госорганом, то административный закон предоставляет Вам право подать на него жалобу в другой госорган, при чем отменить либо изменить решение, с которым вы не согласны, может только вышестоящий орган по ведомственной вертикали. Как "работает" административная жалоба на практике? - вопрос, на который закон не отвечает, он только предусматривает административную ответственность за несвоевременное рассмотрение обращений граждан. У человека есть право на административную жалобу, а у госоргана - право на ошибку.
- административные, рассматриваемые в административном порядке;
- судебные, рассматриваемые судами в процессе осуществления правосудия в порядке уголовного, гражданского, административного или конституционного судопроизводства.
Иными словами, второй тип — судебные жалобы, - это обращения граждан в суд, решения по которым принимаются на основе норм УПК РФ, КАС, КоАП РФ, АПК или ГПК РФ. К этому типу обращений относятся и жалобы, рассматриваемые конституционными (уставными) судами. Все остальные жалобы, рассматриваемые судьями не в порядке осуществления правосудия, являются административными.
Административные жалобы могут подаваться и в суды. Рассматриваются такие обращения не судом, а судьей, председателем суда в соответствии с нормами административного права. При этом судья (также как и должностное лицо) обязан в силу закона проверить законность обжалуемого решения, и в случае нарушения прав принять меры направленные на устранение нарушений.
Таким образом, административная и судебная жалобы отличаются главным образом не адресатом, а порядком рассмотрения.
Право на административную жалобу сейчас фактически является абсолютным, неограниченным, неотчуждаемым правом гражданина. Каждый дееспособный человек может подать ее по любому значимому для него поводу, в любое время. Для реализации этого права не нужно чьего-либо предварительного согласия. Только наличие вступившего в силу решения суда (акта правосудия) блокирует рассмотрение административной жалобы.
Право на жалобу не ограничено по содержанию. Обжалованы могут быть любые действия, а также бездействие работников любых органов, предприятий, учреждений, организаций, расцениваемые гражданином как неправильные.Предметом административной жалобы могут быть не только незаконные, но и нецелесообразные или аморальные деяния.
В письмах граждан зачастую речь идет о неправильном использовании «свободы усмотрения», несправедливом решении вопросов, отсутствии должной четкости, о бестактности, невнимании к критическим замечаниям, использовании устаревших приемов в работе, необоснованном выборе площадок для нового строительства и др.
Предметом жалобы могут быть деяния, ущемляющие права и законные интересы как самого гражданина, так и других лиц. Обращение гражданина может быть направлено на защиту не только чьих-то личных, но и общественных интересов.