Административная жалоба

Право гражданина на административную жалобу
способ защиты своих прав

Гражданин сам решает вопрос, нужно ли обжаловать действия должностного лица, которые он оценивает как противоправные. Это - "мягкий" вариант дозволения как управляющего воздействия административного закона. Каким образом административная жалоба защищает права граждан?

Право гражданина обжаловать акты субъектов власти (индивидуальные решения, постановления и иные нормативные акты) — непреложное слагаемое института обжалования. Оно обусловлено особенностями властеотношений, построенных на началах неравенства сторон. В таких правоотношениях одна из сторон, обладающая властными полномочиями, имеет право решать вопросы, затрагивающие права и интересы иных субъектов.

Опыт развития человеческого общества свидетельствует о том, что акты субъектов власти могут быть дефектными в следствии различных причин. Например, из-за выбора не самого лучшего варианта, из-за небрежности, пристрастности, некомпетентности, злоупотребление правом и др. Поэтому в целях сохранения баланса и спокойствия в обществе право одной стороны решать и использовать свою власть должно быть уравновешено правом другой стороны обжаловать акт, требовать его пересмотра, отмены.

Право гражданина на административную жалобу обеспечивать один из механизмов контроля за законностью деятельности государственных органов.

В административно-правовых отношениях права невластного субъекта, гражданина защищаются путем обжалования - его обращениями (жалобами) в вышестоящие государственные либо правоохранительные органы, а также правозащитные общественные организации.
Иными словами если Ваше право нарушено одним госорганом, то административный закон предоставляет Вам право подать на него жалобу в другой госорган, при чем отменить либо изменить решение, с которым вы не согласны, может только вышестоящий орган по ведомственной вертикали. Как "работает" административная жалоба на практике? - вопрос, на который закон не отвечает, он только предусматривает административную ответственность за несвоевременное рассмотрение обращений граждан. У человека есть право на административную жалобу, а у госоргана - право на ошибку.

Для уяснения юридических свойств и процедур разрешения все жалобы граждан следует поделить на два типа:
  1. административные, рассматриваемые в административном порядке;
  2. судебные, рассматриваемые судами в процессе осуществления правосудия в порядке уголовного, гражданского, административного или конституционного судопроизводства.

Иными словами, второй тип — судебные жалобы, - это обращения граждан в суд, решения по которым принимаются на основе норм УПК РФ, КАС, КоАП РФ, АПК или ГПК РФ. К этому типу обращений относятся и жалобы, рассматриваемые конституционными (уставными) судами. Все остальные жалобы, рассматриваемые судьями не в порядке осуществления правосудия, являются административными.

Административные жалобы могут подаваться и в суды. Рассматриваются такие обращения не судом, а судьей, председателем суда в соответствии с нормами административного права. При этом судья (также как и должностное лицо) обязан в силу закона проверить законность обжалуемого решения, и в случае нарушения прав принять меры направленные на устранение нарушений.
Таким образом, административная и судебная жалобы отличаются главным образом не адресатом, а порядком рассмотрения.

Право на административную жалобу сейчас фактически является абсолютным, неограниченным, неотчуждаемым правом гражданина. Каждый дееспособный человек может подать ее по любому значимому для него поводу, в любое время. Для реализации этого права не нужно чьего-либо предварительного согласия. Только наличие вступившего в силу решения суда (акта правосудия) блокирует рассмотрение административной жалобы.

Право на жалобу не ограничено по содержанию. Обжалованы могут быть любые действия, а также бездействие работников любых органов, предприятий, учреждений, организаций, расцениваемые гражданином как неправильные.
Предметом административной жалобы могут быть не только незаконные, но и нецелесообразные или аморальные деяния.
В письмах граждан зачастую речь идет о неправильном использовании «свободы усмотрения», несправедливом решении вопросов, отсутствии должной четкости, о бестактности, невнимании к критическим замечаниям, использовании устаревших приемов в работе, необоснованном выборе площадок для нового строительства и др.
Предметом жалобы могут быть деяния, ущемляющие права и законные интересы как самого гражданина, так и других лиц. Обращение гражданина может быть направлено на защиту не только чьих-то личных, но и общественных интересов.


Требования к форме административных жалоб

Граждане могут подавать административные жалобы лично, через своих представителей, используя средства связи. Такие обращения могут быть письменными и устными, индивидуальными и коллективными.

В законом предусмотрен ряд ограничивающих правил, могущих стать препятствием для реализации права обжалования:

  1. 1. Административная жалобы должна быть изложена на государственном (русском) языке. Из этого общего правила возможны исключения. Например, если в субъекте РФ установлен еще и свой государственный язык или если лицо, воспринимающее жалобу, способно понять смысл изложенного на ином языке.
  2. 2. Письменное обращение гражданина должно быть им подписано с указанием фамилии, имени, отчества и места жительства. Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит.
  3. 3. Наличие акта правосудия (решения суда) является причиной прекращения производства по административной жалобе.

Подача жалобы не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия

Порядок рассмотрения административных жалоб

Работа с жалобами граждан — особый вид административной деятельности, в процессе которой осуществляется последовательный ряд действий.

Особые правила рассмотрения специальных административных жалоб устанавливаются федеральными законами в налоговой, таможенной и иных сферах.

В производстве по общим административным жалобам можно выделить четыре стадии:

  1. 1. Этап первичной обработки. Здесь получают письменные и выслушивают устные обращения и регистрируют их. Руководитель обязан обеспечить первичное движение жалобы, т. е. определить, кто и как будет работать с нею, дать исполнителю определенные указания либо поручить переслать ее в компетентную организацию.
  2. 2. Этап проверки доводов заявителя жалобы (анализ ситуации). Иногда для проверки образуются специальные комиссии. Довольно часто проверяющим приходится выезжать туда, где могут быть получены сведения, нужные для дела. Помимо сбора фактических сведений, работа с жалобами предполагает тщательное изучение законов и правовых норм, имеющих отношение к делу.
  3. Третья стадия, главная в любом административном производстве — это принятие решения.
  4. Четвертая стадия — исполнение принятого решения. Нельзя считать административную жалобу разрешенной, если она частично или полностью удовлетворена, написан и выслан ответ, но фактически ничего не сделано. Субъект власти в таких случаях обязан принять необходимые меры для восстановления нарушенных прав гражданина.

Обеспечение права граждан обжаловать решения госорганов

Праву граждан на жалобы соответствует обязанность государственных и муниципальных органов, иных организаций, должностных лиц создавать условия для его реализации. Закон обязывает органы власти:

  1. а) разъяснять гражданам право обжалования;
  2. б) принимать и устные, и письменные жалобы;
  3. в) рассматривать жалобы согласно установленным
  4. правилам; г) информировать о работе с обращениями их авторов;
  5. д) систематически обобщать обращения в целях изучения общественного мнения, совершенствования своей работы, своевременного выявления и устранения причин нарушений прав и законных интересов граждан.
ни широко предоставленная гражданам возможность обжаловать незаконные распоряжения власти по начальству, этим способом еще не обеспечивается в должной мере законность управления. Жалобщик не имеет возможности поддержать свои доводы при рассмотрении жалобы; у него нет уверенности, что его доводы будут оценены. Несравненно более высокую гарантию, чем жалобы по начальству, дают административная юстиция и судебная ответственность должностных лиц. (Елистратов А. И.)