Административный процесс и его правила

Сущность административного процесса
и административного процессуального закона

Административный процесс - самый всеобъемлющий из всех: любое взаимодействие с государственными органами невозможно без административного регламента. В чем сущность современного административного процессуального закона? каковы правила административного процесса?

Невозможно прожить жизнь и ни разу не быть участником административного процесса. Вы еще только родились, а Ваши представители (родители) идут получать свидетельство о рождении. Вступив на порог органов регистрации (записи) актов гражданского состояния (ЗАГСа), с первых дней мы исполняем правила административного процесса, еще не имея возможности его осознать. Чего нельзя сказать о гражданском, арбитражном и уголовном процессах.

Но юридическая общность процессуального законодательства проявляется в том, что административный, уголовный и гражданский процессы представляют собой урегулированный правом порядок, при помощи которого достигается реализация материальных правовых норм различных отраслей права. Законодателя не может интересовать лишь вопрос о том, что могут делать в данном случае исполнительные органы (если речь идет об административном процессе). Весьма немаловажно и то, как они это делают. Каждый вид процесса регулируется соответствующими процессуальными нормами.

Если административные законы упорядочивают отношения между правящею властью и обывателями в делах государственного управления, то административные процессуальные правила устанавливаются для упорядочивания процесса взаимодействия между правящею властью и обывателями.
Административный процессуальный закон - общеобязательные правила, регламентирующие порядок осуществления государственной управленческой деятельности, совокупность последовательных действий, совершаемых с целью реализации норм административного права. Это и порядок взаимодействия граждан и иных лиц с представителями органов государственной власти, т.е. с лицами, уполномоченными от имени государства осуществлять те или иные функции.

Сущность административного процесса определяется особенностями государственного устройства, ибо он представляет собой определенную часть управленческой деятельности нашего государства и является одним из способов реализации целей и задач исполнительно-распорядительной деятельности.

Фактически при любом понимании административно-процессуальной деятельности действия, совершаемые госорганами (должностными лицами), имеют своим результатом издание индивидуальных правовых актов, с помощью которых административно-правовые общие правила применяются к конкретным обязательствам либо к лицам. Тем самым разрешаются разнообразные индивидуальные дела в сфере государственного управления.

Современное административное процессуальное законодательство - это система норм, отвечающих на вопросы у кого, как (или каким образом), в какие сроки государственные органы предоставляют иным лицам свои услуги. Регламентация административных процессуальных действий, определение объема процессуальных прав и обязанностей лиц, задействованных в административным процессе, составляют содержание (сущность) административных процессуальных отношений (административного процесса).

Именно в процессуальной форме юридически происходит властная (управленческая) реализация задач исполнительной власти. Но процесс правоприменения не сводится лишь к обеспечению соблюдения соответствующих правил поведения. В равной мере на долю госорганов приходится и реализация санкций материальных административно-правовых норм (т.е. привлечение к административной ответственности за совершение административных правонарушений).

Соответственно необходим двоякий подход к пониманию сущности и назначения административно-процессуальной деятельности, а именно: правоприменительный и правоохранительный.

Основу для формирования понятия административного процесса как в широком (правоприменительном), так и узком (правоохранительном) смысле, составляет административно-процессуальная деятельность: а) административно-процедурная; б) административно-юрисдикционная. В первом случае имеются в виду распорядительные действия исполнительных органов (должностных лиц) по осуществлению установленных административно-правовыми нормами различного рода административных процедур, не связанных с юрисдикцией. Это - порядок реализации прав и законных интересов граждан и юридических лиц, включая разрешительно-лицензионные, регистрационные и т.п. функции и полномочия органов исполнительной власти.

Во втором случае (юрисдикционном) в центре внимания - осуществление госорганами (должностными лицами) исполнительной власти и судом правоохранительной функции в порядке совершения юрисдикционных действий в их традиционном понимании.




Источники административного процесса

Необходимо отметить, что административный процесс отличается большой пестротой нормативных актов, его регулирующих.

Современное административное законодательство не имеет как такового единого закона. Более того его нормы в подавляющем большинстве концентрируются на уровне приказов министерств и ведомств федерального, регионального значения, муниципальных органов.

Отсутствие единства и системы в правилах административного процесса и есть его правило, установленное (по умолчанию) для обеспечения многообразия и оперативного развития процессуальных форм.

    К ним относятся
  1. Конституция РФ, конституции, уставы субъектов РФ, регулирующие некоторые процедурные вопросы деятельности правительств, администраций;

  2. федеральные законы (например, о Правительстве, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Кодекс административного судопроизводства). На сегодняшний день действуют два кодифицированных административных процессуальных закона:

1) Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП) РФ, регулирующий досудебный и судебный порядок производства по делам об административных правонарушениях. Совокупность последовательных действий, совершаемых государственными органами с целью реализации норм об административной ответственности, обеспечения своевременного и всестороннего выяснения обстоятельств каждого дела и разрешение его в точном соответствии с законом, объединяется под названием производства по делам об административных правонарушениях.
2) Кодекс административного судопроизводства (КАС) РФ, регулирующий порядок разрешения судами отдельных категорий административных дел.
КАС РФ регулирует порядок, в соответствии с которым суды рассматривают административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий. Такие споры могут возникать как между исполнительными органами, так и между исполнительным органом и управляемым субъектом. Такие споры разрешаются судами в рамках производства по административным делам.

Однако основная масса административно-процессуальных норм содержится в ведомственных нормативных актах (например, порядок рассмотрения жалоб граждан в каком-либо органе, основы делопроизводства и др.).
Одним словом, нормативный материал разрознен, единые правила административного процесса отсутствуют.

Юрисдикционная деятельность - деятельность по разрешению административно-правовых споров между сторонами, регулируемых административным правом общественных отношений, которые возникают в связи со сложившимся у одной стороны впечатлением, что ее права и обязанности нарушены. Административное право. Под ред Л.Л. Попова 2-е издание. М., Юристъ, 2005