Сущность административного процесса
и административного процессуального закона
Административный процесс - самый всеобъемлющий из всех: любое взаимодействие с государственными органами невозможно без административного регламента. В чем сущность современного административного процессуального закона? каковы правила административного процесса?
Невозможно прожить жизнь и ни разу не быть участником административного процесса. Вы еще только родились, а Ваши представители (родители) идут получать свидетельство о рождении. Вступив на порог органов регистрации (записи) актов гражданского состояния (ЗАГСа), с первых дней мы исполняем правила административного процесса, еще не имея возможности его осознать. Чего нельзя сказать о гражданском, арбитражном и уголовном процессах.
Но юридическая общность процессуального законодательства проявляется в том, что административный, уголовный и гражданский процессы представляют собой урегулированный правом порядок, при помощи которого достигается реализация материальных правовых норм различных отраслей права. Законодателя не может интересовать лишь вопрос о том, что могут делать в данном случае исполнительные органы (если речь идет об административном процессе). Весьма немаловажно и то, как они это делают. Каждый вид процесса регулируется соответствующими процессуальными нормами.
Если административные законы упорядочивают отношения между правящею властью и обывателями в делах государственного управления, то административные процессуальные правила устанавливаются для упорядочивания процесса взаимодействия между правящею властью и обывателями.
Административный процессуальный закон - общеобязательные правила, регламентирующие порядок осуществления государственной управленческой деятельности, совокупность последовательных действий, совершаемых с целью реализации норм административного права. Это и порядок взаимодействия граждан и иных лиц с представителями органов государственной власти, т.е. с лицами, уполномоченными от имени государства осуществлять те или иные функции.
Сущность административного процесса определяется особенностями государственного устройства, ибо он представляет собой определенную часть управленческой деятельности нашего государства и является одним из способов реализации целей и задач исполнительно-распорядительной деятельности.
Фактически при любом понимании административно-процессуальной деятельности действия, совершаемые госорганами (должностными лицами), имеют своим результатом издание индивидуальных правовых актов, с помощью которых административно-правовые общие правила применяются к конкретным обязательствам либо к лицам. Тем самым разрешаются разнообразные индивидуальные дела в сфере государственного управления.
Современное административное процессуальное законодательство - это система норм, отвечающих на вопросы у кого, как (или каким образом), в какие сроки государственные органы предоставляют иным лицам свои услуги. Регламентация административных процессуальных действий, определение объема процессуальных прав и обязанностей лиц, задействованных в административным процессе, составляют содержание (сущность) административных процессуальных отношений (административного процесса).
Именно в процессуальной форме юридически происходит властная (управленческая) реализация задач исполнительной власти. Но процесс правоприменения не сводится лишь к обеспечению соблюдения соответствующих правил поведения. В равной мере на долю госорганов приходится и реализация санкций материальных административно-правовых норм (т.е. привлечение к административной ответственности за совершение административных правонарушений).
Соответственно необходим двоякий подход к пониманию сущности и назначения административно-процессуальной деятельности, а именно: правоприменительный и правоохранительный.
Основу для формирования понятия административного процесса как в широком (правоприменительном), так и узком (правоохранительном) смысле, составляет административно-процессуальная деятельность: а) административно-процедурная; б) административно-юрисдикционная. В первом случае имеются в виду распорядительные действия исполнительных органов (должностных лиц) по осуществлению установленных административно-правовыми нормами различного рода административных процедур, не связанных с юрисдикцией. Это - порядок реализации прав и законных интересов граждан и юридических лиц, включая разрешительно-лицензионные, регистрационные и т.п. функции и полномочия органов исполнительной власти.
Во втором случае (юрисдикционном) в центре внимания - осуществление госорганами (должностными лицами) исполнительной власти и судом правоохранительной функции в порядке совершения юрисдикционных действий в их традиционном понимании.