Сущность уголовного процесса и правила уголовно-процессуального закона

Сущность уголовного процесса
и уголовно-процессуального закона

Уголовный закон не может работать без уголовного процесса, т.к. только уголовно-процессуальные нормы (правила) определяют как, когда и каким образом можно применить положения Уголовного кодекса. В чем сущность современного уголовного процесса? по каким правилам осуществляется уголовное преследование?

уголовный процесс

Уголовно-процессуальный кодекс - основной российский закон, принятый государством для борьбы с преступностью. Как инструмент противодействия преступности узаконенный уголовный процесс, конечно, не единственное средство, но это не умаляет его значения.
Уголовный и уголовно-процессуальный кодексы друг без друга теряют всякий смысл. В то же время они регулируют совершенно разные отношения. Об уголовном законе можно прочитать здесь, что касается уголовно-процессуального законодательства, то его нормы касаются непосредственно и только участников уголовного процесса, т.е. лиц, осуществляющих от имени государства уголовное преследование (следствие), лиц, уполномоченных от имени государства принимать решения об уголовном наказании (суд), лиц, привлекаемых к расследованию преступления (понятые, эксперты, специалисты) и лиц, так или иначе связанных с преступным деянием (свидетели, потерпевшие, подозреваемые, обвиняемые).

Уяснить сущность уголовного процесса можно, обратившись к предмету регулирования уголовно-процессуального права. Последним, как и любой другой отраслью права, регулируется определенная область общественных отношений. С получением сообщения о готовящемся или совершенном преступлении у должностных лиц, ответственных за его рассмотрение и последующее производство по уголовному делу, возникают фактические отношения с другими субъектами: должностными лицами, представителями организаций, гражданами. Эти отношения возникают, развиваются и прекращаются на протяжении всего производства по уголовному делу, а также при исполнении принятых по нему решений. На их регулирование прежде всего и направлены нормы уголовно-процессуального закона.

Регламентация возможных уголовно-процессуальных действий, определение объема прав и обязанностей лиц, задействованных в уголовном процессе, составляют содержание уголовно-процессуальных отношений (уголовного процесса).
...кроме обвиняемого и потерпевшего, выступает на сцену отличный от них субъект права - общество, безопасности которого угрожает злая воля преступника, посягающего против порядка, установленного общественным авторитетом. Общество не может оставаться равнодушным к факту уголовного преступления. Прощу ли я или не прощу человеку, посягнувшему на мою жизнь или причинившему мне увечья, обществу до этого нет дела: оно не может допустить, чтобы безнаказанно совершались преступления,- иначе воцарится анархия и наступит конец обществу. В уголовном процессе необходимо присутствует публично-правовой элемент - общественный интерес... (Трубецкой Е. Н. Лекции по энциклопедии права, 1909 г)

Объявив то или иное деяние преступным, и установив за его совершение наказание, государственная власть устанавливает и процессуальные нормы (формы), согласно которым в рамках уголовного процесса должна осуществляться деятельность государственных органов, способных раскрыть преступление, установить виновных и применить к ним установленные законом меры уголовного наказания.

Уголовный процесс - один из видов реализации государственной власти, специфика которой обусловлена особенностью задач, осуществляемых в сфере борьбы с преступностью. Правила уголовно-процессуального права применяются с момента получения информации о преступлении и на протяжении всего производства по уголовному делу, а в ряде случаев - даже и после его завершения (в стадии исполнения приговора). Вся полицейская (розыскная) деятельность, так или иначе связанная с уголовным преследованием, протекает в рамках уголовно-процессуальных отношений. Их совокупность и система представляют собой сущность уголовного процесса.

В действующем Уголовно-процессуальном кодексе (УПК) РФ нет понятия уголовного процесса, его заменяет - уголовное судопроизводство, которое определяется как досудебное и судебное производство по уголовному делу. Тем самым для единообразия юридической практики законом конкретизировано, что именно следует понимать под уголовным процессом, который в каждом конкретном случае имеет начало и конец, т.е. четкие временные рамки.

При этом ход процесса определяют исключительно публичные (общественные) начала как государственные интересы, и решения по уголовному делу принимают только госорганы. Но это не означает, что существующий уголовный процесс не учитывает интересы обвиняемого или потерпевшего. Процессуальный закон обязывает лиц, ведущих уголовное дело, разъяснять участвующим лицам права и обеспечивать их осуществление.

Во все времена процессуальный закон призван решать одновременно две обоюдно острые проблемы: с одной стороны, он должен являться гарантией защиты личности от преступных посягательств, а с другой – обеспечивать ее защиту от неправомерных арестов, задержаний и наложения уголовных наказаний за то, чего человек не совершал.




Обратная сторона правил
уголовно-процессуального закона

Процессуальные законы следуют общим правилам для российских законов. Поскольку уголовный процесс зависит от целей и задач уголовного закона, то и его особенности обусловлены спецификой регулируемых ими отношений.

Правило первое уголовного процесса - единообразие форм, т.е. есть определенный набор процедур, применяемых для расследования преступления, варианты выбора конкретного действия возможны, но только в рамках набора, заданного законом. Действующий УПК РФ право выбора того либо иного действия предоставляет только госоргану. Соответственно, принцип состязательности сторон в уголовном процессе действует одинаково для лиц, находящихся в разных весовых категориях.
С другой стороны тот, кому закон не писан, кто ставит себя выше закона, совершая тяжкие преступления, находится в неоплаченном долгу перед обществом и государством. А вот если человек невиновен, то маховик уголовного процесса зависит от конкретных должностных лиц, их моральных и нравственных устоев.

Второе правило то, что уголовный процесс ограничен определенным кругом лиц. Что это означает? - то, что невозможно произвольно захотеть и поучаствовать в нем из личных либо иных мотивов.

Третье правило процесса - предоставление иммунитета отдельным категориям граждан, в зависимости от их должностного положения. Почему процесс уголовного преследования судьи или депутата должен отличаться от уголовного преследования учителя или врача? Разве установленные принципы уголовного судопроизводства не могут их также защитить, как защищают всех остальных?
Нормы УПК, предусматривающие особые условия производства уголовных дел в отношении отдельных должностных лиц, дискредитируют основные начала (принципы) уголовного процесса и свидетельствуют об отсутствии равноправия граждан перед уголовным законом.

Следующим правилом уголовно-процессуального законодательства является строгая регламентация последовательности этапов расследования преступления (привлечения к уголовной ответственности виновных). Каждая стадия имеет строго определенный начальный и конечный моменты. За исключением случаев, специально предусмотренных законом, каждое уголовное дело в своем движении последовательно проходит каждую из следующих стадий:
1) возбуждение уголовного дела;
2) предварительное расследование;
3) назначение судебного заседания;
4) судебное разбирательство;
5) апелляционное (кассационное) производство;
6) исполнение приговора.
Кроме названных, существуют еще две стадии уголовного процесса:
1) пересмотра дела в порядке надзора;
2) возобновления дела по вновь открывшимся обстоятельствам.
Последнее из правил - тождественность понятий уголовного процесса и уголовного судопроизводства.


Урок из истории уголовного процесса
кому нынешний уголовный процесс недостаточно хорош

Во время царствования Анны Иоанновны, правившей с 28 января 1730 года до 17 октября 1740 год, 10 апреля 1730 г. опубликован Указ о поощрении доносов, согласно которого один человек мог обвинить другого в государственной измене. За этим следовал арест и пытки.
В вводной части указа в частности говорилось: «Понеже по указам предков наших, и по Уложению всяких чинов людям, ежели кто за кем подлинно увидит великое дело, которое состоит в первых двух пунктах, то есть: 1) О каком злом умысле против Персоны Нашей, или измене. 2) О возмущении или бунте, тем доносить не только не запрещено, но если подлинно кто докажет, тем за правый донос милость и награждение обещано». Как видно, здесь повторяется подход Петра Первого. Далее законодатель обращает особое внимание на то обстоятельство, что нередко имеют место ложные изветы. Тут же подчеркивается ответственность за это, вплоть до смертной казни: «которые станут за собой сказывать такое великое дело, затеяв ложно, таким чинено жестокое наказание, а иным и смертная казнь» [Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ)-1. № 5528].
Если подозреваемый в госизмене под пыткой признавал себя виновным, он осуждался к смертной казни или заключался в колоды и отправлялся на каторгу. В тех случаях, когда подозреваемый выдерживал пытки и отрицал вину, доносчик подвергался смертной казни.
Анна Иоанновна считала подход «или - или» лучшим способом выявить смуту.
Показания под пыткой считались основным и бесспорным доказательством.

Анна Иоанновна, российская императрица. Гравюра. 1817
Уголовно-процессуальный закон (УПК РФ) — форма выражения процессуальных норм, установленных высшим органом государственной власти, определяющих порядок уголовного судопроизводства (т.е. производства по уголовным делам) на территории Российской Федерации, обязательный для судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия и органов дознания и иных участников уголовного судопроизводства.