Жалоба по уголовному делу: достигаем желаемого или заходим в тупик?
Каков порядок обжалований действий должностных лиц по уголовным делам? кому и когда подавать жалобу? о чем стоит писать, а что оставить для суда? - тактика защиты и содержание жалоб должны укладываться в выбранную линию защиты. Подавать жалобу ради жалобы - имитация работы перед клиентом и выхолащивание смысла обжалования, последствия жалобы "ни о чем" - тупик и демонстрация собственной безграмотности.
Мы поговорим о ключевых (базовых) моментах в обжаловании действий (бездействия) должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство по уголовным делам.
Глава 16 УПК РФ определяет круг лиц, имеющих право подавать жалобы по уголовным делам, а также три альтернативные линии обжалования - руководству, прокурору, в суд.
Подготовка жалобы требует не только знания обстоятельств уголовного дела, но и пределов полномочий каждого из должностных лиц, участвовавших в оформлении материалов уголовного дела, либо их руководителей. Эффективность в обжаловании достигается знанием и опытом.
Для новичков в уголовном процессе раскроем небольшой профессиональный секрет - удовлетворение жалобы по уголовному делу - это один шанс из ста, - 99,99%, что в любой жалобе откажут. Но это не означает, что нет смысла обжаловать незаконные решения. Отказ в жалобе - и не повод расстраиваться. По большому счету, обжалование как подводное течение, т.к. результат не столь очевиден и заметен, но наличие жалоб существенно влияет на окончательное разрешение уголовного дела.
Содержание жалобы - это описание нарушений, допущенных при расследовании уголовного дела. Цель в документальном их закреплении. Для этого необходимо подавать письменную жалобу. При этом важно не ошибиться с выбором адресата (кому?), временем (когда?) и содержательным наполнением жалобы (о чем?). Важно также не превратить жалобу в ходатайство по уголовному делу:
ходатайство - это просьба о проведении тех или иных процессуальных и следственных действиях;
жалоба, по сути, - это тоже просьба, но об отмене тех или иных незаконных решений, либо о признании недопустимыми доказательств в силу допущенных при расследовании нарушений, либо о незаконности отказа в ходатайстве.
Итак, основные моменты, которые необходимо правильно разрешить в жалобе по уголовному делу:
Первое, адресат для жалобы выбираем, исходя из сложившихся со следствием отношений (т.е. на сколько, адекватно и объективно сторона обвинения осуществляет расследование). Для облегчения выбора можно ознакомиться с особенностями рассмотрения жалоб руководством следствия, прокурором, судом здесь.
Второе, жалоба в порядке статей 124-125 УПК РФ подается, пока идет расследование уголовного дела. После завершения следствия ее просто нет смысла подавать. На судебной стадии жаловаться на судью в квалификационную коллегию, заявлять отвод, как правило, - " дергать тигра за усы". На приговор подают апелляционную, кассационную, надзорную жалобы, которые имеют отдельную правовую регламентацию.
Третье, определиться с содержанием жалобы. При рассмотрении жалобы Вам будут отвечать только на поставленные в ней вопросы. Адресат жалобы будет проверять законность решений и действий (бездействия) должностных лиц, касающихся заявленных требований об устранении допущенных нарушений, ущемляющих права и свободы граждан, на основе имеющихся данных и дополнительно представленных материалов.
Прокурор, руководитель следственного органа рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток.
Обжалование решений дознавателя, следователя, прокурора в суде
Судья проверяет законность и обоснованность действий (бездействия) и решений дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора не позднее чем через 5 суток со дня поступления жалобы. Рассмотрение жалоб в порядке статьи 125 УПК РФ происходит в открытом судебном заседании (за исключением случаев, предусмотренных ст.241 УПК РФ) с участием заявителя и его защитника, законного представителя или представителя, если они участвуют в уголовном деле, иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением, а также с участием прокурора, следователя, руководителя следственного органа. Неявка лиц, своевременно извещенных о времени рассмотрения жалобы и не настаивающих на ее рассмотрении с их участием, не является препятствием для рассмотрения жалобы судом.
В пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда № 1 от 10 февраля 2009 года «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке ст. 125 УПК РФ» судьям рекомендовано в ходе подготовки к судебному заседанию выяснять, подсудна ли жалоба данному суду, подана ли она надлежащим лицом, имеется ли предмет обжалования в соответствии со ст. 125 УПК РФ, содержит ли жалоба необходимые сведения для ее рассмотрения. Также судья истребует по ходатайству участвующих лиц или по собственной инициативе материалы, послужившие основанием для обжалуемого решения или действия должностного лица, а также иные данные необходимые для разрешения жалобы. Копии таких материалов хранятся в производстве по жалобе. С текстом данного пленума можно ознакомиться здесь.
При проверке законности и обоснованности решений и действий (бездействия) дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора судья не решает вопросы, которые впоследствии могут стать предметом судебного разбирательства по существу уголовного дела. В частности, судья не вправе делать выводы о фактических обстоятельствах дела, об оценке доказательств и квалификации деяния.