Обжалование решений
государственных органов
Реализуя свое право на обжалование решений государственных органов либо действия (бездействия) должностных лиц, мы пытаемся восстановить свои либо чужие, но нарушенные права. Так, кому, как и когда обжаловать решение, с которым не согласны?
Жалоба по определению закона - это просьба о восстановлении или защите нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
Обжалование - один из инструментов гарантии соблюдения законности. Кроме того институт обжалования решений госорганов является одним из способов контроля за законностью в сфере государственного управления.
Существующее правовое регулирование обжалования действий и решений госорганов дает гражданам возможность обжаловать любые акты как индивидуального, так и общенормативного характера, а также любые действия (бездействие) должностных лиц.
В настоящее время существуют различные пути и формы обжалования решений государственных органов, например, обращения к вышестоящим руководителям, обращения в различные инспекции, в прокуратуру или к Уполномоченному по правам человека, к депутатам, наконец, обращения в суд. Таким образом, процесс обжалования рассеян по различным ведомствам и инстанциям - жалобы посылаем по ведомственной вертикали госоргана либо контролирующей диагонали, а потом опять по вертикали, но уже контрольных госорганов, если получаем отписки вместо вразумительных ответов (можно еще ходить на личные приемы граждан:).
Организация процесса обжалования вне какой-либо общей системы, бесспорно, затрудняет процесс исправления ошибочных административных решений, являющийся одновременно и процессом восстановления нарушенных прав.
Законодательством предусмотрена возможность обжалования решений государственных органов в административном (внесудебном) порядке и/или в судебном порядке.
Можно выделить три основных способа обжалования действий госорганов:- - внутриведомственное обжалование;
- - вневедомственное обжалование;
- - судебное обжалование.
Внутриведомственное обжалование решений госорганов
Данный способ обжалования предусматривает пересмотр принятого решения самим же должностным лицом, его принявшим, либо его руководителем. Внутриведомственное обжалование "неправильного" решения можно осуществить путем повторного визита к должностному лицу либо к его руководству через процедуру приема граждан (устно). Также обращение (жалобу) можно направить в письменном виде.
Все федеральные ведомства имеют иерархическую систему управления (департамент - управление - отдел). Процедура рассмотрения вышестоящим органом жалоб занимает на практике около 1 месяца. Как минус, внутриведомственного обжалования решений государственных органов необходимо отметить низкую мотивацию к пересмотру уже принятых ими или их подчиненными решений. Как плюс - компетентность и профильность ведомства по рассматриваемому вопросу, а главное - обязательность для исполнения подчиненными нового принятого решения по жалобе.
Вневедомственное обжалование решений государственных органов
Обжалование неправомерных действий (бездействия) должностных лиц государственных органов возможно прокурору, депутату и Уполномоченному по правам человека.
Прокурор, наделенный полномочиями общего надзора за законностью, по результатам рассмотрения обращения либо жалобы вправе вносить представления в любой государственный орган о необходимости отмены незаконного решения и применении дисциплинарных мер к нарушителям закона. Но прокуратура - сторона обвинения, и при рассмотрении жалоб ее сотрудники в максимальной степени а стороне государства, а не гражданина.
Обращения к депутатам также являются одной из распространенных форм обжалования тех или иных действий должностных лиц. Но не надо забывать, что у депутатов нет реальных возможностей для расследования полученных ими обращений (их проверке), поэтому на практике депутат пересылает жалобу в профильное ведомство, решение которого и обжалуется.
Предметом деятельности института омбудсмена, или Уполномоченного по правам человека, являются случаи именно принятия государственными органами и их должностными лицами ненадлежащих решений, когда человек уходит от чиновника с ощущением, что с ним обошлись несправедливо. Омбудсмен не входит ни в какую властную вертикаль, и не обязан никому подчиняться. Но и его решения никому не обязательны, а носят рекомендательный характер.
Ни один из способов вневедомственного обжалования решений государственных органов не может оцениваться как эффективный.
Судебное обжалование решений госорганов
Если Вы дочитали до данного места, то Вам уже понятно, почему подавляющее большинство пострадавших от незаконных решений госорганов предпочитают обращаться в суд с обжалованием этих решений, несмотря на существенные временные затраты рассмотрения дел судами.
Суд - орган государственной власти, принимающий решения, обязательные для исполнения всеми (кому они предназначены). Конечно, наиболее эффективными способом обжалования неправомерных действий и решений государственных органов является подача жалобы в суд, с целью получения положительного решения суда.
Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, в результате которого:
- нарушены права и свободы гражданина и/или
- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод и/или
- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Пример решения суда на жалобу по административному делу
В результате обжалования постановления Комиссии по делам несовершеннолетних по ст.5.35 КоАП РФ суд отменил решение о лишении родительских прав
Читать Когда приглашать адвоката?
Как подать жалобу в суд: требования суда, сроки подачи