От грабежа до разбоя
О правоприменительной практике по искусственному утяжелению уголовной ответственности за грабеж говорить не принято.
Уголовный закон вообще редко оправдывает ожидания обвиняемого на справедливое наказание, особенно, когда Вам инкриминируют разбой, да еще совершенный организованной группой. Почему?-разберем ситуацию.
Максимальный срок за разбой (статья 162 УК РФ) - 15 лет лишения свободы со штрафом в размере до одного миллиона рублей. Наказание за разбой на 2-3 года лишения свободы больше, чем за грабеж (статья 161 УК РФ), в зависимости от квалифицирующих признаков преступлений.
Никому не хочется быть осужденным за разбой, которого не совершал.
Если уголовный закон включает различные виды преступлений, отличающиеся тяжестью и, соответственно, санкциями, то гражданин вправе рассчитывать, что засуживать его не станут. И если ты совершил менее тяжкий по УК - грабеж, то инкриминирование разбоя тебе не грозит.
Карающий меч - не аллегория правоприменительной практики, а - быль. Совершая грабежи, лица сталкиваются с проблемой обвинения х в разбоях.
Адвокату по уголовному делу о разбое слишком часто приходится преодолевать не только утяжеленную квалификацию действий подзащитного со стороны следствия, но и негативное психологическое состояние самого подзащитного, который не понимает, почему ему вменяют то, чего он не совершал, да, еще и при полном его раскаянии в содеянном (т.е. чистосердечном признании).
Приведу еще один пример:
Случай, когда лицо, совершившее грабеж, обвиняется в совершении более тяжкого преступления - разбое.
При этом, обвиняемый признает совершение грабежа.
Но следствие не согласно квалифицировать его действия как грабеж, и вменяют ему разбой в силу различных причин.
В каждом уголовном деле о разбое (грабеже) причины искусственного утяжеления ответственности различны и зависят от обстоятельств расследуемого преступления, от профессиональных навыков следователя и его руководства по правоприменению уголовных норм, от отношения потерпевших в произошедшему и др.
По таким уголовным делам обвиняемый поставлен в условия, когда он вынужден признавать свою вину частично, т.к. для него признание разбоя равнозначно признанию в совершении преступления, которого он не совершал. Тем самым он лишается возможность признать грабеж и снизить возможный срок наказания (по тому же грабежу).
От такой правоприменительной практики человек страдает дважды: 1) ему вменяют разбой, который сам по себе имеет более суровое наказание; 2) невозможно воспользоваться правом признания вины и снизить наказание за грабеж.
Обвиняемый автоматически лишается законного права - снизить срок наказания до 2/3, т.к. у него не имеется возможности, предоставленной уголовным законом, на стадии следствия заявить ходатайство о рассмотрении уголовного дела о грабеже в особом порядке, при котором максимальный срок ограничивается двумя третями от максимума наказания санкции статьи 161 УК РФ.
По окончании предварительного расследования уголовного дела, как и ожидается, рассмотрение его в суде происходит в общем порядке.
Суд, при вынесении приговора, переквалифицирует действия именно на признаваемую подсудимым статью УК РФ - на грабеж, тем самым оправдывая по разбою.
Однако, в данном случае, подсудимый уже не защищен законом, поскольку ему может быть назначено наказание не в размере 2/3 санкции статьи, а в пределах всей санкции.
Так как должен быть устроен Закон, чтобы он сам в определенной мере защищал провинившегося гражданина своей страны? Какие дополнительные нормы должны быть прописаны, чтобы оградить подзащитного от непрофессиональных действий участников процесса? - пока эти вопросы не имеют законодательного ответа (решения).