Земельный спор с госорганом
Земельный спор с госорганом имеет дополнительные административно-властные осложнения при рассмотрении судом. Тем не менее при доскональном изучении региональных и муниципальных актов в сфере земельных отношений, проведении анализа на предмет их соответствия федеральным законам опытный адвокат имеет шансы на успешное завершение земельного спора для доверителя.
Приведем конкретный премер из практики. Не так давно прокуратура пыталась признать незаконной аренду 4,8 гектар земли предпринимателем, строившим гостиничный комплекс, с последующим восстановлением почвенного слоя земельного участка и др. Суд решил спор в пользу предпринимателя, но при этом включил данный земельный участок в земли охраняемого парка - памятника природы, что меняло собственника земельного участка с муниципального на регионального, а значит, вопрос с договором аренды и застройкой оставался открытым.
Для детального изучения тактики юридического решения вопроса о неправомерности решения суда первой инстанции в части отнесения арендуемого земельного участка к территории охраняемого природного парка, приводим обстоятельства обжалования данного решения суда.
Пример текста апелляционной жалобы по выигранному земельному спору с госорганом (прокуратурой):
По иску Тутаевского межрайонного прокурора к Администрации ТМР и В.А.А. о признании недействительным договора аренды №6/12 земельного участка с кадастровым номером 76:21:020219:23, площадью 4860 кв.м., расположенного по адресу: г.Тутаев, ул.Красноармейская, заключенного 01 марта 2010 года между Департаментом муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района и В.А.А., применить последствия ничтожности недействительной сделки, возвратить В.А.А. суммы, уплаченные им по договору аренды, ликвидировать объект незавершенного строительства на земельном участке и восстановить почвенный слой земельного участка, нарушенного при строительстве, признании права собственности Ярославской области на спорный земельный участок и запрете осуществления работ по строительству здания двухэтажной гостиницы «Романов» на указанном земельном участке, и, по встречному иску к Правительству Ярославской области в лице Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области ФГБУ ФКП РосРеестра по Ярославской области, о признании недействительной записи в государственном кадастре недвижимости об отнесении спорного земельного участка к особо охраняемой природной территории Ярославской области-памятнику природы «Парк в левобережной части г.Тутаева» и понуждении ФБГУ «ФКП РосРеестра по ЯО» исключить из сведении ГКН запись об отнесении указанного земельного участка к территориальной зоне «Зона особо охраняемой природной территории Ярославской области - памятник природы «Парк в левобережной части г.Тутаева» Тутаевский городской суд Ярославской области 2 октября 2012 года (мотивированное решение изготовлено 12.10.2012 года) решил:
«Исковые требования Тутаевского межрайонного прокурора удовлетворить частично:
Признать право собственности Ярославской области на земельный участок площадью 4860 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства гостиничного комплекса, расположенного по адресу: Ярославская область, г.Тутаев, ул. Крестовоздвиженская (бывшая Красноармейская).
В остальной части требования прокурора оставить без удовлетворения.
Встречный иск В.А.А. и Администрации Тутаевского муниципального района оставить без удовлетворения».
Согласно решения суда «особо охраняемая природная территория Ярославской области –«Парк в левобережной части г.Тутаева» под категорией - памятник природы утвержден Постановлением правительства Ярославской области от 01.07.2010 года №460-П.
Отсюда указанный памятник природы имеет региональное значение, его границы определены кадастровым инженером (имеется карта-план особо охраняемой территории), сведения о нем 12.10.2011 года внесены в государственный кадастр недвижимости. Спорный земельный участок, используемый для строительства гостиничного комплекса, является частью особо охраняемой природной территорией. Отсюда, у суда имеются законные основания считать спорный земельный участок собственностью Ярославской области, требования прокурора в этой части подлежат удовлетворению.
Внесение записи в государственный кадастр недвижимости об отнесении земельного участка с кадастровым номером к особо охраняемой природной территории Ярославской области является законным, основано на акте органа субъекта РФ, которое никем не оспорено. Суд отмечает, что границы особо охраняемой природной территории установлены в соответствии со ст.39 Закона РФ «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 года.
Также, «определение границы и площади особо охраняемой природной территории памятник природы Парк в левобережной части г.Тутаева происходило в форме публичного обсуждения, с извещением заинтересованных лиц в средствах массовой информации. Из протокола проведения общественных слушаний следует, что каких либо замечаний или предложений по границам территории зоны не поступало. Администрация ТМР такие границы согласовала письмом от 02.09.2011 года».
С решением суда в части признании права собственности Ярославской области на земельный участок площадью 4860 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства гостиничного комплекса, расположенного по адресу: Ярославская область, г.Тутаев, ул.Крестовоздвиженская (бывшая Красноармейская) и отказом в удовлетворении встречного иска нельзя согласиться по следующим основаниям:
Первое, в отношении Плана границ особо охраняемой природной территории Ярославской области от 23 августа 2011 года, сведений о характерных точках землеустройства, выполненных по заданию Департамента природопользования ЯО, на который ссылается суд, хочется отметить, что указанные документы выполнены в масштабе 1:10000 и не позволяют точно определить как границы памятника природы, так и местонахождение спорного земельного участка.
Установление точек землеустройства (координат), в суде не проводилось, вхождение участка, выделенного под строительство гостиницы в данную территорию не устанавливалось, и, при отсутствии каких-либо графических материалов, свидетельствующих о вхождении спорного участка в территорию памятника природы, были приняты за аксиому.
Второе, утверждение суда о создании особо охраняемой природной территории Ярославской области – «Парк в левобережной части г.Тутаева» под категорией - памятник природы утвержден Постановлением правительства Ярославской области от 01.07.2010 года №460-П соответствует действительности.
Однако, утверждение о том, что его границы определены кадастровым инженером, сведения о нем внесены в государственный кадастр недвижимости и законность внесения указанных сведений в государственный кадастр не могут соответствовать действительности, так как признавая право собственности на земельный участок по основанию отнесения его к территории памятника природы, суд не учел, что целью Постановления №460 было не создание нового памятника природы, а воссоздание ранее созданного.
Вышеизложенное следует из самого Постановлении Правительства Ярославской области от 01.07.2010 года №460-П где в п.2.15.18, относительно границ памятника природы «Парк в левобережной части г.Тутаева», в графе 5 «граница охраняемой территории» указано «по существующим границам парка».
Соответственно, так как нормативный акт имеет отсылочный характер, без ссылок на ранее изданные нормативные акты невозможно однозначно установить границы парка.
Как истцом, так и другими участниками процесса, в суде не было представлено никаких достоверных сведений, свидетельствующих о расположении памятника природы именно в указанном месте. Представители департамента культуры и природопользования также не могли обосновать свой выбор места расположения памятника природы именно в этом месте.
Таким образом, прямая причинно-следственная связь между самим Постановлением Правительства Ярославской области от 01.07.2010 года №460-П и местом выбора границ памятника природы на территории г.Тутаева отсутствует.
При таких обстоятельствах, необходимость оспаривания законности Постановления Правительства Ярославской области от 01.07.2010 года №460-П отсутствовала, а имелась необходимость оспаривания правильности и законности реализации указанного Постановления, в связи с чем, мной и был подан встречный иск.
Указанное обстоятельство никем не было оспорено и доказано в судебном процессе, как того и требовало ГПК РФ.
По нашему утверждению, указанный памятник природы был создан в 1992 году в соответствии с Постановлением Главы администрации ЯО от 08.12.92 года №409 и решения малого совета областного совета народных депутатов от 27.05.93 №118 и назывался «Парк в центре левобережной части г.Тутаева» и именно по границам указанного Парка необходимо было определить границы нового памятника природы «Парк в левобережной части г. Тутаева».
Ошибочность признания памятником природы «Парк в левобережной части г. Тутаева» данной территории подтверждается ответом от 22.10.2012 года на запрос в Департамент АПК, охраны окружающей среды и природопользования Администрации Тутаевского муниципального района от 27 сентября 2012 года.
Согласно описания ООПТ, являющегося приложением к письму, «особо охраняемые территории «Парк в центре левобережной части г.Тутаева» является старинным парком, местом произрастания широколиственных и мелколиственных пород и хвойных пород, охране подлежат древостой указанных пород, имеются координаты 57 52 52 с.ш. 39 32 34 в.д..», описывается расположение парка, согласно которого «парк имеет правильную прямоугольную форму (короткая сторона проходит вдоль ул.Казанская). Имеется ориентир (сюжетным центром правой части парка является памятник К.Марксу 1921г)».
Таким образом, указанные ориентиры и описание совпадают с расположением и описанием центрального парка в левобережной части г.Тутаева, расположенного на достаточно большом расстоянии от спорной территории, и, где действительно установлен памятник К.Марксу.
Сведения, указанные в вышеизложенном документе подтверждаются также техническим отчетом по инвентаризации земель левобережной части г.Тутаева по кварталу №21 согласно которого «указанный квартал и является памятником природы «Парком в левобережной части г.Тутаева»». Указанный отчет имеется в материалах дела, но он судом не исследовался, и, ему не была дана оценка.
Хотя согласно нормам Градостроительного кодекса РФ, основанием для признания согласования границ земель состоявшимся, является решение представительного органа муниципального собрания, которое в деле отсутствует, и, что свидетельствует об отсутствии согласования границ, судом не была дана оценка следующим противоречиям:
- Протокол проведения общественных обсуждений подписан 18 ноября 2012 года, а письмо из Администрации ТМР о согласовании поступило еще 02 ноября 2012 года, то есть за две недели до проведения слушаний, а запись в государственный кадастр недвижимости внесена еще раньше – 12 октября 2011 года, то есть за 36 дней до проведения общественных слушаний.
-Форма уведомления о проведении слушаний, опубликованная в газете «Берега», состоящая из 15 строк, не содержат никакой достоверной информации, раскрывающей предмет общественных слушаний, не соответствует требованиям, предъявляемым Градостроительным кодексом к форме уведомления.
Таким образом, согласования по границам не было и доказательства, принятые судом в обоснование наличия согласования между субъектами права ничтожны, поскольку не соответствуют требованиям закона (ГК РФ) и не порождают никаких правовых последствий.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод, реализация Постановления Правительства Ярославской области от 01.07.2010 года №460-П происходила с нарушением действующего законодательства, основания для признания за ЯО права собственности на спорный земельный участок по основанию принадлежности указанной территории памятнику природы «Парк в левобережной части г.Тутаева» отсутствовали, и имелись основания для удовлетворения встречного иска.
В решении суда имеются и другие противоречия:
Так, суд, принимая в качестве необоснованности иска прокурора отсутствие требований о внесении изменений в генеральный план г.Тутаева, которые должны предшествовать заявленным требованиям, тут же, в отсутствие решения представительного органа муниципального собрания о согласовании границ, являющегося основанием для внесения изменений в генеральный план г.Тутаева, признает право собственности на спорный земельный участок за ЯО.
Также, заявленное прокурором требование, о признании права собственности на указанный земельный участок, выходит за рамки прав, предоставляемых п.1 ст.45 ГПК РФ, поскольку в данном случае прокурор подменяет государственный орган, имеющий штат юристов, требование не имеет отношения к защите публичных интересов и не связано с иском о признании договора недействительным, и, является вмешательством в хозяйственную деятельность как субъекта права Правительства ЯО, так и сторон спорного договора, поскольку его реализация сказывается на правоотношениях между ними.
То есть неправильное определение и недоказанность обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, послужили основанием для принятия судом незаконного решения.